Правила адаптации к детскому саду. Адаптационный период в детском саду Советы психолога адаптация ребенка к детскому саду

Первые дни в детском саду – настоящее испытание для детей. Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко и безболезненно, важно знать особенности возрастного периода, в котором ребенок поступает в дошкольное учреждение.



Вред яслей и раннего посещения ДОУ

Негативным моментом раннего посещения дошкольного учреждения является разлука с матерью.

Если отдать ребенка в детский сад в 2 года, то неизбежно родители столкнутся со стрессом, отражающимся на психологическом и физиологическом состоянии ребенка:

  • У ребенка могут наблюдаться невротические реакции , т.к. в раннем возрасте он не готов расставаться с матерью. Развитие резко тормозится и идет замедленными темпами. При этом качество приобретаемых навыков и умений снижается.

  • Нарушается контакт с родителями . Ребенок не может строить с ними доверительных отношений, т.к. необходимая в раннем возрасте связь разорвана и не успела окрепнуть. С возрастом вопрос не решается и проблема только усугубляется.
  • Возникают сложности в общении со сверстниками . К 3-4 годам дети уже играют вдвоем, а затем и группой. До этого периода они предпочитают индивидуальную игру. Раннее помещение ребенка в группу разрушает нормальное развитие коммуникативных навыков.
  • Речевые функции нарушаются .

Факторы риска

К ним относят несколько критериев, сочетание которых требует отказа от посещения детского сада на некоторое время.

  1. Особенности дородового периода. Токсикоз, хронические или инфекционные болезни, прием лекарств, курение, употребление алкоголя, сопровождающие беременность, могут способствовать проблемам адаптации ребенка к детскому саду.
  2. Родовой процесс . Особенности протекания родов, возможные осложнения или тяжелая травма, резус-конфликт отражаются на неблагоприятном течении адаптационного периода.
  3. Послеродовой период, характеризуемый рядом признаков: недоношенность, малый или крупный вес, болезни ребенка в первый месяц жизни, тип вскармливания (естественное или искусственное), курение матери (активное или пассивное) и материальное положение семьи.

Факторы первых двух групп необратимы, но относящиеся к третьей группе поддаются коррекции.

Адаптация ребенка в детском саду


Рационально посетить родительское собрание и заранее ознакомиться с режимом и расписанием дошкольного учреждения. Это позволит приблизить домашние условия к условиям детского сада и заблаговременно приучать ребенка к нововведениям.

  • оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года;
  • приучение происходит постепенно . Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев;


  • период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке;
  • оптимально завести лист учета дней адаптации , где родители записывают основные моменты: как ребенок проснулся, с какими эмоциями собирался в детский сад, как прошло расставание, какие переживания испытывал в течение дня (с его слов) и после того, как его забрали домой;
  • ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению;
  • режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома;
  • адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка;
  • следует окружить ребенка заботой и вниманием . Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать;
  • проявление терпимости к детским капризам , возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка;
  • в детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку . Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;

  • расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро . Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок;
  • игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в ДОУ, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения;
  • каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;
  • воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;
  • в случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка.

Подготовка к переменам должна быть заблаговременной. Оптимальный возраст, благожелательная атмосфера в семье и поддержка персонала дошкольного учреждения играют важную роль в процессе адаптации.

Благоприятное разрешение адаптационной проблемы позволит ребенку с удовольствием посещать детский сад.

Видео: Говорит ЭКСПЕРТ

Наталья Зубрей
Правила адаптации к детскому саду

Правила адаптации к детскому саду

Прошли времена, когда ребенка отдавали в детский сад сразу на весь день и в очень маленьком возрасте. Сейчас детские психологи и педагоги уверены в том, что чем более мягкой и плавной будет адаптация ребенка к детскому саду , тем меньше впоследствии возникнет проблем со здоровьем и общением со сверстниками. Существует несколько правил , которые помогут облегчить адаптацию ребенка к детскому саду .

1. Первые посещения детского сада должны быть ограничены по времени : не более 1-2 часа. Детская психика очень быстро перегружается впечатлениями, поэтому для начала хватит и этого времени.

3. Для облегчения адаптации психологи советуют первое время давать малышу с собой какую-нибудь любимую вещь из дома : мягкую игрушку, машинку, сумочку.

4. Для тех детей, которые тяжело переживают разлуку с мамой, иногда хорошим подспорьем будет небольшой альбом на 3-4 страницы, в который будут вставлены фотографии самых близких людей - мамы, папы, бабушки и дедушки.

5. Оставлять ребенка на полный день следует не раньше, чем малыш начнет хорошо спать в сончас. Если дневного полноценного отдыха не будет, лучше забирать ребенка пораньше : не отдохнув, он не сможет выдержать нагрузку полного дня.

6. Если малыш просит маму остаться с ним дома, иногда лучше пойти ему навстречу, если существует такая возможность. Первое время пятидневную неделю ребенку тяжело выдержать, поэтому выходной по средам облегчит привыкание к новому режиму.

Родителям необходимо помнить, что адаптация у всех детей протекает по-разному. Кто-то уже на третий день радостно бежит в детский садик , кто-то месяцами плачет по утрам, не отпуская маму. Детские психологи утверждают, что насильно пытаться «сдать» ребенка в детский садик не стоит , ведь гораздо лучше будет, если он будет посещать детский сад с радостью и удовольствием.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Детский сад поначалу кажется маленькому человечку пренеприятным местом на свете. Во-первых, ребенок разлучается с мамой – самым близким и родным существом. Во-вторых, он должен войти в свой первый в жизни коллектив и занять там свое индивидуальное место. И то, и другое сделать очень нелегко. Поддержка взрослого на данном этапе крайне важна, потому что без такой помощи малыш либо замкнется в себе, либо станет проявлять агрессию. Какие советы следует принять во внимание родителям и воспитателям?

Изменение режима дня

Находясь в кругу семьи, ребенок живет в определенном ритме и режиме. Когда он поступает в детский сад , то его жизнь стремительным образом меняется. Происходит изменение режима дня, к которому не так-то просто приспособиться. Малышу бывает нелегко привыкнуть к тому, когда нужно кушать, когда спать или пробуждаться. Дома все эти действия выполнялись в совершенно другие часы. Для того чтобы адаптация к детскому саду проходила легче , рекомендуется и в домашних условиях соблюдать тот же график. Упорядоченный образ жизни поможет ребенку скорее освоиться в новой обстановке.

Привыкание к группе

Следует принять во внимание то обстоятельство, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере самой группы. Ему может что-то не нравится во внешнем пространстве. Не со всеми детьми всегда сразу складываются хорошие отношения. Дети, особенно в маленьком возрасте, еще не умеют дружить, учитывать и принимать чужую точку зрения. Необходимо учить их правильно выражать свои эмоции, проявлять свои лучшие качества характера (а они есть у каждого малыша) . Иногда забирая ребенка вечером из детского сада , родители отмечают, что он стал нервным и раздражительным. Это происходит по той причине, что в течение дня присутствовали какие-то внутригрупповые конфликты, не поделили игрушку с другим ребенком, или кто-то другой претендует быть замеченным первым.

Здоровье ребенка

Отдавая ребенка в детский сад , родителям нужно быть готовыми к тому, что здоровье у него в ближайшее время может заметно снизиться. Этот феномен стал основной особенностью адаптации . Иммунитет ребенка начинает стремительно перестраиваться. Болезнь является защитной реакцией маленького человечка. Его организм учится приспосабливаться к изменяющимся условиям. Дома он находился в изолированной обстановке, где по возможности всегда царят чистота, любовь и внимание. Детский сад несет в себе незнакомые запахи, звуки и яркие впечатления. Ребенок учится контактировать с другими детьми, моментально заражается от внезапно заболевшего одногруппника. Обычно, поступая в детский сад , ребенок начинает стабильно болеть раз в две недели или даже чаще.

Возможность проявить себя

У каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности. Если вы хотите в будущем видеть свое чадо успешным, то предоставьте ему возможность выражать свою личность. Чтобы вырастить счастливого человека, необходимо создавать ему соответствующие условия в реальности. Процесс адаптации к детскому саду иногда сопровождается конфликтными ситуациями. В них ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать собственные чувства. Не мешайте ему в этом. Не нужно пытаться превращать ребенка в робота, который должен оправдывать возложенные на него взрослыми ожидания. У вашего сына или дочери в коллективе обязательно должна иметься возможность как-то проявить себя. Пусть он почувствует себя важным, значимым, принимаемым и любимым. Только тогда малыш будет посещать детский сад с удовольствием , не закатывая родителям громкие истерики по утрам.

Желание быть замеченным

Другой особенностью адаптации является потребность быть замеченным в группе. Если такого не происходит, ребенок может открыто провоцировать ссору, идти на конфликт и даже драться. Некоторые воспитатели сталкиваются с нецензурной бранью своих маленьких воспитанников и хватаются за голову. В любом случае необходимо помнить о том, что подобное поведение продиктовано желанием быть замеченным, принимаемым коллективом. Все эти негативные проявления вполне могут являться частью адаптации , привыкания ребенка к новому месту.

Тоска по маме

Ребенок, оказываясь в детском саду , испытывает сильную тревогу и страх. Эти эмоции вызваны не просто сменой привычной обстановки, а тоской по самому близкому человеку – маме. Даже взрослому порой бывает трудно найти общий язык с коллегами в новом коллективе. Ребенку страшно оставаться одному в незнакомом месте. Все действия воспитателя и других детей вызывают у него страх, на который он реагирует недоверием, истерикой, дополнительными капризами. Пока малыш не осознает, что в детском саду с ним ничего страшного не случится, он будет продолжать плакать. Плач здесь выступает способом обратить на себя внимание. Следует учитывать такую особенность адаптации как выраженную тоску по матери. Ребенок должен чувствовать и знать, что родители обязательно заберут его домой, а не оставят «с чужой тетей» навсегда.

СТЕПЕНИ

В зависимости от условий детского сада привыкание ребенка проходит легче или тяжелее. Следует отметить три основные степени адаптации , которые свидетельствуют о различном психологическом состоянии малыша, особенностях его нервной системы.

Легкая степень

Легкая степень адаптации характеризуется быстрым привыканием ребенка к новой социальной среде. Ребенок буквально через неделю начинает свободно ориентироваться в пространстве, знать всех присутствующих в лицо, устанавливает дружеские отношения с одногруппниками. Легкая степень встречается реже, чем средняя и тяжелая. При таком подходе дети меньше устают, меньше проявляют агрессию и замкнутость. В большинстве случаев при легкой степени привыкания ребенок реже болеет и пропускает внутригрупповые занятия, беспрепятственно вступает в контакт со сверстниками.

Средняя степень

Средняя степень адаптации характеризуется достаточно длительным привыканием. Ребенок долгое время не может понять, почему мама его отвела в данное учреждение и отчего так долго за ним не приходит. Малышу двух-трех лет совершенно не понятен смысл пребывания в государственном здании. Он видит вокруг себя множество ребятишек, но не осознает, что за каждым родители возвращаются вечером. Если понаблюдать за реакцией малыша, то станет понятным, что он думает, что мама оставляет его навсегда. Он каждый раз переживает разлуку с ней как в последний раз. Для ребенка, не достигшего и трех лет от роду, разлука с матерью – это величайшая трагедия. Он не знает, как вести себя в незнакомой обстановке, не ведает, что с ним происходит, не может управлять собственными чувствами.

Тяжелая степень

При тяжелой степени адаптации ребенок долгое время не может войти в детский коллектив . На утреннее прощание с мамой он реагирует бурным криком, переходящим в истерику. Такой малыш часто болеет, отказывается посещать детский сад , не соблюдает правила поведения , норовит сорвать воспитателю режимные моменты, отвлекает и обращает на себя внимание других детей. Тяжелая степень привыкания характеризуется, как правило , нарушением сна, потерей аппетита, иногда наблюдается расстройство стула. Ребенок становится нервным, неуправляемым и одновременно беспомощным. Своим поведением он требует к себе участия, пытается обратить на себя внимание тех, кто находится рядом. К сожалению, не всякий взрослый человек способен это понять и принять верное решение.

ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Многих родителей интересует вполне закономерный вопрос : как много времени ребенку необходимо для успешного прохождения адаптации ? Следует заметить, что это процесс непростой, зависящий от многих факторов. Здесь не следует торопиться и всячески подгонять чадо, заставлять его подстраиваться под установленный порядок. Адаптация к детскому саду проходит у каждого малыша сугубо индивидуально. Время адаптации зависит исключительно от следующих значимых моментов.

Здоровье ребенка

Чем больше физически развит и вынослив малыш, тем проще ему будет адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в детском саду . Здоровье ребенка здесь имеет первостепенное значение. В противном случае малыш будет очень часто болеть, что негативно скажется на его внутреннем состоянии : он может стать нервным и раздражительным.

Здесь присутствует довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут специалисты расходятся во мнениях. Одни говорят, что чем младше ребенок, тем проще ему пережить разлуку с матерью и остальными членами семьи. Другие доказывают, что дети постарше лучше адаптируются к детскому саду по причине развития некоторой сознательности. Не привыкнув к посещению детского сада с полутора-двух лет, ребенку становится тяжело полностью адаптироваться в три-четыре года .

Характер

Многое в процессе адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей личности. Скромному и тихому ребенку тяжелее пережить разлуку, чем общительному и бойкому. Конечно, покладистый малыш удобен для воспитателя : он никуда не лезет, не доставляет никаких хлопот. Однако, не сумев выплеснуть свои эмоции в детском саду , ребенок копит их в себе, что не может положительно сказываться как на здоровье, так и на адаптации в целом .

Дапоксетин воздействует на кору головного мозга, что способствует естественному половому возбуждению и замедлению сексуальной разрядки. Согласно клиническим исследованиям, у всех совершеннолетних пациентов препарат предотвращает преждевременное семяизвержение. Именно поэтому в эффективности дженерика вы можете не сомневаться! Активное вещество начинает действовать через полчаса после приема и сохраняет свою эффективность на протяжении 2 часов.

Одну таблетку допустимо принимать раз в сутки. Запивать препарат рекомендуется простой водой. Не следует употреблять во время приема Дапоксетина большое количество напитков с кофеином, это приводит к учащению сердцебиения и повышению артериального давления.

Проведенные испытания не выявили серьезных побочных явлений при приеме медикамента, поэтому вы смело можете покупать дапоксетин в нашей аптеке и наслаждаться насыщенной сексуальной жизнью. Однако при превышении дозировки возможно возникновение головных болей, тошноты, переходящей в рвоту, болезненных ощущений в брюшной полости и учащенного сердцебиения. В этом случае необходимо обратиться к лечащему специалисту.

Ниже приведены основные противопоказания, при которых от применения Дапоксетина следует воздержаться: 1. Индивидуальная непереносимость лактозы или других составляющих медикамента. 2. Тяжелые патологии печени (цирроз). 3. Нарушения сердечного ритма, сердечная недостаточность.

Не следует сочетать стимулятор со следующими средствами:

1. Антидепрессанты.

2. Психостимуляторы, предназначенные для лечения шизофрении и других психических расстройств.

3. Средства, предназначенные для лечения мигрени.

4. Препараты, в состав которых входит литий.

5. Препараты на основе зверобоя.

6. Сильнодействующие обезболивающие медикаменты (Трамадол).

Если врач назначил вам один из вышеперечисленных медикаментов, необходимо закончить курс лечения, и только через две недели вы сможете принимать Дапоксетин без опасения за свое здоровье. После того, как вы закончили прием этого стимулятора, на протяжении одной недели следует воздержаться от приема следующих препаратов:

1. Средства для лечения грибковых патологий.

2. Средства, предназначенные для терапии ВИЧ-инфекции (ритонавир).

3. Антидепрессанты.

Если вы одновременно принимаете какие-либо сильнодействующие препараты, обязательно проконсультируйтесь с врачом перед покупкой Дапоксетина. Еще одна полезная рекомендация: перед тем, как выпить таблетку, измерьте артериальное давление и убедитесь, что оно в норме. Существует ли отличие дженерика дапоксетина от оригинального препарата? Некоторые люди до сих пор уверены, что дженерик – это подделка, которая не заслуживает внимания. Однако это не так. Производители разрабатывают дженерик дапоксетина на основе состава оригинального препарата, отличаться может лишь цвет таблеток и дизайн упаковки. Именно поэтому эффективность дженерика ничуть не хуже эффективности оригинального Дапоксетина, а его стоимость значительно ниже.

Срок хранения стимулятора составляет три года, при этом хранить его рекомендуется в прохладном и темном месте, не доступном для детей. Не используйте препарат по истечении этого срока, в противном случае его эффективность будет под вопросом. Таким образом, дженерик Дапоксетина подарит вам яркую сексуальную жизнь и длительный половой акт, способный полностью удовлетворить вашу партнершу! Приобрести такой препарат вы можете в нашей аптеке по приемлемой стоимости, для заказа позвоните нам по телефону и укажите, какое именно количество таблеток вы хотели бы купить. У нас предусмотрена оперативная доставка курьером или по почте, сроки зависят от вашего населенного пункта.

Адаптация ребенка к детскому саду - что это такое, чем она чревата и так ли неизбежны ее отрицательные последствия?

Адаптация к детскому саду - это:
- это, можно сказать, вхождение ребенка в новую жизнь, очень трудный этап, не только для родителей и воспитателей - но в первую очередь - для самого ребенка. Это всегда большой стресс...

Более того, возможно, Вас ошеломит тот факт - но силу стресса, испытываемую малышом в период адаптации к организованному коллективу - психологи обоснованно сравнивают с силой стресса космонавта - впервые отправляющегося в полет! Ни больше - ни меньше!
Почему так? Между тем, как птенец греется под маминым крылышком - и тем - как вдруг он выпал из гнезда - есть большая разница! Пусть это звучит грубовато - но правдиво! Иным детям, отрыв от матери (прекращение поступления витамина «м» на бОльшую часть дня ) - почти равен перекрытию кислорода.

Смотрите сами, чем для малыша чревата адаптация к детскому саду:

1) Отрицательные эмоции. Неизбежные спутники психического состояния малыша при адаптации к детскому саду. В зависимости от ее степени тяжести (легкой, средней, тяжелой) - отрицательные эмоции могут быть легкими, а могут доходить до невротических состояний, в том числе и до глубокой депрессии. При ней ребенок напоминает собой пришельца: то он сидит как окаменелый, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает носиться по группе как белка в колесе!

2) Слезы. Нужно ли говорить, что при испытании отрицательными эмоциями, ребенок часто плачет - от временного хныканья, до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с другими детьми.

3) Страх. Все дети, начиная детсадовскую жизнь испытывают его, пусть в разной степени тяжести - тем не менее это неизбежная часть привыкания к саду. Чего же ребенок боится? Многого: боится незнакомой обстановки, новых людей - воспитателей, порой и сверстников, а больше всего боится - что Вы не придете за ним, и не заберете его обратно домой.

И страхи эти - служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций:

4) Гнев, капризы, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками в детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов. Поэтому разумный родитель их будет игнорировать, разбирая проблемные ситуации в спокойные моменты.

5) Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам : самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведенное для этого место - напрочь забывает о своих возможностях! И кормят его теперь как лялечку с ложечки, и штанишки сырые меняют.

Более того - речевое развитие также не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребенок помнит только глаголы и междометия…

Познавательная активность и обучаемость новым знаниям - опять же безнадежно спят - слишком сказывается нервозность. Лишь ненадолго малыша воспитатели могут завлечь чем-то новым, но интерес быстро проходит.

Что уж говорить о коммуникабельности ?! Даже если Ваш ребенок ранее легко «сходился» со сверстниками - сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей. Только когда он привыкает к своему новому кругу общения - налаживает новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдет на убыль.

6) Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома - в саду во время адаптации сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.


Срыв адаптации - болезнь

Очень часто бывает, что в комплексе все эти симптомы адаптационного кризиса , (особенно при тяжелой степени адаптации), ломают у ребенка защитные барьеры сопротивляемости к заболеваниям . Ведь они извращают важнейшие физиологические реакции, необходимые для поддерживания здоровья. И тогда ребенок запросто может заболеть - даже от легкого ветерка… Что произойдет тогда? Пока ребенок лечится дома - происходит срыв адаптации, а попадая в садик вновь - все возвращается на круги своя, и малышу адаптироваться придется заново… А это опять же может довести до болезни… И вновь... И вновь!

Недаром некоторые мамы говорят, что их ребенок посещает сад 3 дня, а потом 2 недели болеет - и так по кругу - до бесконечности. Это значит - что у их деток тяжелая степень адаптации, и что им с садиком придется подождать… Иначе, самое худшее, что может произойти с таким ребенком - это психологическая травма, которая врастет своими корнями в раннее детство и шрамы от которой будут давать о себе знать всю последующую жизнь.

Между тем, приходиться мириться с тем, что устройство ребенка в детский сад - это, зачастую, необходимость для семьи. Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. Чаще всего - это необходимость работать обоим родителям, притом, что оставить малыша на целый день не с кем. К тому же, там ребенка подготовят к школе, и он получит бесценный опыт общения со сверстниками.

Но, как же понять - готов ли Ваш ребенок к посещению детского сада, и насколько высока вероятность тяжелой адаптации?

Правильно, в нужное время, в нужном возрасте отдать ребенка в детский сад - это значит значительно сократить вероятность тяжелой адаптации к нему. Чтобы узнать, в каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в садик - Вы можете прочитать в этой статье.

Но есть и другие факторы риска - утяжеляющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению - вспомните его анамнез:

I. До родов - во время беременности:
- Токсикозы;
- Болезни матери, обострение ее хронических заболеваний;
- Прием лекарственных препаратов матерью;
- Стрессы у матери (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
- Профессиональный вред, получаемый матерью;
- Употребление матерью алкоголя;
- Курение матери;
А также частое употребление алкоголя отцом до и во время зачатия ребенка.

II. Во время родов:

Осложнения родов;
- Наличие асфиксии (ребенок родился обмотанным пуповиной).
- Родовые травмы ребенка;
- Хирургические вмешательства во время родов (к примеру - «кесарево сечение»);
- Несовместимость по резус-фактору у матери и малыша.

III. После рождения ребенка:
- Недоношенность или переношенность ребенка;
- Большой вес ребенка (больше 4 кг);
- Заболевания малыша на первом месяце жизни;
- Употребление алкоголя матерью во время грудного вскармливания;
- Курение матери во время во время грудного вскармливания;
- Пассивное курение Вашего ребенка (курение взрослых в его присутствии);
- Искусственное вскармливание ребенка;
- Острые, фоновые и хронические заболевания у ребенка в возрасте до 3-х лет: рахит, паратрофия, анемия, диатез, гипотрофия; частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания; пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.;
- Задержка нервно-психического развития малыша;
- Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни;
- Незакаленный ребенок;
- Несоответствие домашнего режима - режиму в детскому саду;
- Отсутствие достаточного общения со сверстниками и новыми взрослыми людьми;
- Частые конфликты в семье;
- Неполная семья у ребенка - нет отца или матери;
- Ваш ребенок - первый или единственный в семье;
- Неправильное воспитание ребенка: гиперопека, гипоопека, излишнее потакание, воспитание «кумира» семьи и т. д.

Все эти факторы препятствуют нормальному течению адаптации ребенка к дошкольному учреждению . Среди них есть такие, которые уже не изменить - например те, которые произошли до или во время родов, но если почитать внимательнее - то те факторы риска, происходящие после родов - вполне можно нейтрализовать.

Например, устранить пассивное курение и конфликтные взаимоотношения в семье, ввести в режим закаливающие мероприятия, да и сам режим дня организовать идентично режиму в детском саду (см. ниже), активизировать общение со сверстниками и малознакомыми взрослыми, оптимизировать воспитание ребенка и так далее. Тогда Ваш ребенок привыкнет к саду быстрей и легче, избегая отрицательных последствий адаптации.

Итак, готовим ребенка к поступлению в детский сад

Мы подготовили для Вас несколько советов, направленных на то, чтобы сгладить процесс адаптации у Вашего малыша:

. Оформляйте ребенка в детский сад по месту жительства - длительная дорога будет изнурять и без того уставшего малыша;

. Адаптируйте режим малыша - к режиму дня, принятому стандартном государственном детском саду , а он примерно такой:

7.00 - 8.30 - прием детей в группу;
9.00 - завтрак, потом - занятия, прогулка;
12.00 (или 12.30) - обед;
13.00 -15.00 - дневной сон - тихий час;
15.30 - полдник, затем - игры, прогулка, ужин…
Закрывается детский сад, как правило, в 19.00, на практике - уже часам к шести вечера малышей можно забирать домой;

. Проконсультируйтесь с участковым врачом , какой тип адаптации возможен у Вашего ребенка, и своевременно примите все меры, если прогноз неудовлетворительный;

Регулярно проводите оздоровительные и закаливающие мероприятия , направленные на укрепление иммунитета Вашего малыша. Не кутайте ребенка, а одевайте его в соответствии с температурой в группе. Обязательно обеспечьте малыша запасным комплектом одежды;

. Отправлять в детский сад ребенка можно лишь при условии, что он здоров . Не стоит также этого делать, если у малыша в разгаре кризис трех лет;

. Закрепите у ребенка все необходимые навыки самообслуживания;

. Устраните все остальные устраняемые факторы риска , указанные выше (анамнез);


Психологическая подготовка ребенка к детскому саду:

. Не стоит обсуждать при ребенке - волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом , и уж тем более не угрожайте ему детским садом - как наказанием за детские грехи и непослушание…

Чтобы подготовить ребенка к общению с детьми и другими взрослыми - чаще посещайте детские площадки и парки, центры развития, ходите на праздники и приглашать в гости сверстников ребенка и т.п. При этом важно - наблюдать за поведением малыша : если он тянется к общению с детишками, но нерешителен или ему не удается найти общий язык с другими, если дерется или уединяется - помогите ему советом и предложите действовать вместе.

. Постарайтесь настроить малыша как можно мажорнее к его поступлению в детсад. Рассказывайте ему о положительных сторонах его пребывания в детском саду: сколько друзей у него появится, и чем они все вместе будут заниматься. Напоминайте ему - что Вы очень гордитесь и рады за него в том, что он дорос до детского сада и стал таким большим, что у него появилась своя «работа»! Но в этих рассказах не стоит слишком усердствовать - каждый день напоминать малышу об ожидающих его переменах - ведь так из предстоящего ожидаемого события Вы создадите для него большую проблему;

Будет замечательно - если Вы сможете заранее познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы , куда он в скором времени придет. Например в первые дни посещения садика можно приходить только на прогулку - на улице и при маме ребенку будет проще всего найти новых друзей и познакомиться с воспитателем. Для этого также можно попробовать отдать его в ту группу сада, где у ребенка уже есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;

Все время, словом и делом - объясняйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим. Это очень важно, ведь на практике далеко не каждому родителю удается принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его личность и самостоятельность, суметь выразить свою любовь без условий.

При этом, нужно готовить малыша к временной разлуке с Вами : чаще оставлять его на несколько часов с бабушкой, тетей, отцом. Если Вы видите, что на прогулке ребенок завязал игру со сверстниками, удалитесь на расстояние, не переставая наблюдать за ребенком.

. Воспитайте у ребенка доверие к Вашим обещаниям - всегда выполняйте то, что пообещали, и не обещайте то, что сложно будет осуществить. Уверенность крохи в том, что обещанное родителями произойдет, поможет в первое время переносить разлуку с Вами: «Ведь мама обещала, что заберет меня вечером, значит так и будет».

Первые дни в детском саду:

Обязательно заранее сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях Вашего малыша;

Постарайтесь спланировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком организованного коллектива - у Вас была бы возможность забирать его как можно раньше, например, до прогулки, после обеда. Время пребывания в детском саду нужно увеличивать постепенно, ориентируясь на самочувствие малыша. В середине недели, на первых порах, лучше делать выходной - позволяя малышу отдохнуть от дет-сада.

. Ни каким образом не показывайте свою тревогу ребенку - накануне его поступления в детский сад. Отправляясь в детский сад, расскажите ребенку, как много интересного его сегодня там ждет, поделитесь с ним и своими планами на день. Доверяйте его воспитателям быстро, ведь долгое прощание может вселить в него тревогу или мысль, что маму можно не отпускать. Скажите, когда Вы его заберете и обязательно сдержите свое обещание;

Будет замечательно, если новое для себя пространство освоит в присутствиии мамы - поэтому хорошо было бы первое время посещать детский сад вместе с ребенком.

Многие дети, осознавая, что мама ушла, и что в садике он остался один, начинают паниковать, плакать и постоянно спрашивать: "А мама придет за мной?". Им кажется - что если мама ушла - то это навсегда, так как особенность детской психики в том, что дети живут текущим моментом.

В этом случае - хорошо давать ребенку в садик фотографию семьи. Например, ее можно оформить в такой "талисман" (см. рис. слева):

Для этого нужно вырезать из семейной фотографии сердце (либо другую фигуру), где бы присутствовали лица родных малышу людей и он сам. С обоих сторон оклеить скотчем, и пришить на шнурочек, котоый одевается на шею. В нашем случае рассматирвается вариант, когда "талисман" обшит еще и по краю, украшен декоративными бусинами - таким образом он превратился еще и в украшение для девочки.

Или можно сделать фото семьи на футболку - но это дороже, так как футболки надо каждый день менять. Но для мальчиков - наверное, лучше.

Как это работает: в течении времени, проводимого в садике - ребенок смотрит на счастливую фотографию своей семьи, осознает - что "мама-папа есть, они меня любят, и обязательно придут за мной в садик". Также это повод для разговора с другими ребятами - если они заинтересуются "что это?", что может послужить для завязывания дружбы.

Если Ваш малыш уже в саду тяжело с Вами расстается и потом долго плачет - то будет лучше, если первое время приводить его будет папа или бабушка;

Также малышу можно давать с собой в садик - его любимую игрушку, она в первое время оградит его от беспросветного одиночества;

. Забирая ребенка из садика, не показывайте свою обеспокоенность , не выясняйте у него, как плохо и грустно ему было, не спрашивайте, плакал ли он (это лучше втайне от малыша выведать у воспитателя). Не жалейте его, не утешайте конфетами и новыми игрушками, а лучше похвалите, за то, что он самостоятельно провел время с ребятами в детском саду, узнайте, что нового он успел сделать.

Тщательно следите за настроением и самочувствием ребенка, когда он начнет оставаться в детском саду на целый день. Если он покажется очень уставшим, то старайтесь его забирать немного пораньше.

. Щадите его ослабленную нервную систему: на время адаптации лучше всего вовсе прекратить походы в цирк, в театр, в гости, просмотр телевизора. Дома же необходимо создать спокойный, бесконфликтный климат внутри семьи. Укладывайте малыша спать пораньше - чтобы он мог хорошо высыпаться;

. Важно оказывать крохе и эмоциональную поддержку - старайтесь уделять ему больше внимания, придумывайте совместные игры и занятия (чтение, рисование, прогулки, беседы). Очень кстати придется совместная игра в детский сад : в ней можно «проиграть» сложные для малыша ситуации и показать ему, как можно положительно решить проблемы через игрушку;

Даже в выходные дни дома для ребенка лучше оставить тот же режим, как и в детском учреждении;

. При особо выраженных изменениях в обычном поведении ребенка - как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу. Также при невротических реакциях необходимо оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалистов.

Итак подытожим, что посещение Вашим ребенком детского сада - это Ваш выбор, но и Ваша ответственность. Ведь благополучное пребывание малыша в детском саду и быстрая к нему адаптация - в основном зависит именно от родителей - от их отношения к ребенку, и, что немаловажно - от их ВЗАИМОотношения с воспитателями и педагогами дошкольного учреждения.

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Пожалуй, один из первых вопросов, который встает перед родителями — это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. По мнению психологов, раньше 3,5-4 лет с садиком торопиться не стоит — в этом возрасте малыш уже больше понимает и осознает, проявляет самостоятельность, владеет речью, с ним можно договариваться. С другой стороны, в этом возрасте привычки, характер ребенка уже во многом сформированы, и ему может быть трудно принять для себя ту коллективную систему, которую представляет из себя муниципальный детский сад. К тому же далеко не всегда у родителей есть возможность так долго находиться с ребенком в декретном отпуске. Поэтому большинство детей начинает посещать детский сад около 2 лет.

Не так важно, насколько "элитным" будет садик, как то, к какому воспитателю попадет ваш ребенок. Узнайте, по какой программе работает детский сад, в который вы планируете пойти (в садиках тоже есть разные образовательные программы, например, программа Венгера "Развитие", программы "Детство", "Радуга" и другие), хотя образовательная программа в садике имеет, на мой взгляд, скорее второстепенное значение. Также каждый садик выбирает для своей работы одно или несколько приоритетных направлений в образовании и воспитании (например, есть садики с эстетическим уклоном, оздоровительным, спортивным, развивающим, художественным, музыкальным и т.п.).

Если есть выбор — желательно, чтобы садик находился недалеко от дома, если дорога в садик будет слишком длинной, то это, как и необходимость раннего подъема, будет утомлять ребенка. Если у вашего малыша имеются какие-то особенности в здоровье или развитии, лучше, чтобы он попал в специализированный садик (логопедический, ортопедический, детский сад для часто болеющих детей, детский сад для детей с нарушениями зрения, слуха). В таких садиках обычно малокомплектные группы, с детьми помимо воспитателя занимаются профильные специалисты, проводятся лечебные и профилактические процедуры, специальные занятия. Единственный минус — в них обычно не принимают детей раньше 3-4 лет.

Подготовка к детскому саду

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. Узнайте, есть ли в вашем садике группа кратковременного пребывания. Обычно в такие группы набирают детей до 2 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант — если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.

Познакомьтесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать. Чаще всего в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание "неспящим" детям (то есть их все равно заставляют тихо лежать). Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

Попросите у заведующей садиком, в который вы записались, разрешения прийти поиграть на площадку во время прогулки (лучше во второй половине дня, когда за детьми начинают приходить родители). Пусть малыш посмотрит, как дети гуляют, как с ними занимается воспитатель.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание — "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в яслях, я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.

Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не нужны), ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание ребенка — начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.


Здравствуй, детский сад! Первые дни ребенка в детском саду

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным . Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.

Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.


Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.

Не стоит ждать, что ваш , адаптировавшись, начнет просить на завтрак добавки или превратится в садике в заводилу группы, если дома он предпочитает тихонько рассматривать картинки в книжках. Адаптировавшись, ребенок станет вновь "самим собой", исчезнут нетипичные для малыша поведенческие реакции (например, истеричность у спокойного ребенка или вялость, безучастие ко всему у маленького холерика), нормализуется сон, пройдут проявления возможного регресса в развитии.

Но иногда бывает так, что состояние ребенка с течением времени не нормализуется, а появляются все новые психоэмоциональное проблемы (страхи, истерики, возможно появление нервных привычек, которых раньше не было, агрессия или тревожность, пугливость). И если прошло уже несколько месяцев, а малыш по-прежнему сильно кричит, постоянно плачет в группе, не идет на контакт с детьми или воспитателе, то это все говорит о том, что адаптация проходит для него очень тяжело. В таком случае вам обязательно следует обратиться к хорошему психологу, который поможет разобраться в причинах дезадаптации.

Если вы стараетесь делать все правильно, но прошло более полугода, а ребенок так и не смог успешно адаптироваться к садику, причина может быть не в том, что он "не садиковский", а в том, что воспитатель просто не смог найти подход именно к вашему ребенку. Бывает достаточно поменять садик или договориться о переводе в другую группу, и малыш начинает с удовольствием посещать детский сад. Если же вы полностью уверены в квалификации вашего воспитателя, то, возможно, 2-3 года — слишком ранний возраст именно для вашего ребенка. Если у вас есть возможность еще год посидеть дома (пригласить няню, отводить к бабушке) — может быть, стоит отложить начало посещения детского сада до 4 лет.

Это такая адаптация, как считаете? Очень переживаю за сыночка. Благодарю за ответ🙏

Спасибо Вам за очень познавательную статью. у меня доченька готовится к садику, и так как это у меня первый ребенок, то я, конечно, не совсем знаю все нюансы. А Ваша статья мне помогла и даже больше...

14.09.2010 16:07:18, Алена Ловгонюк