Оптимальные приемы репетиции предстоящей речи. Репетиция как прелюдия произнесения речи в аудитории. И, конечно, после хорошей репетиции вы перестанете бояться выступать

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь докладчику в этом может магнитофонная запись выступления во время репетиции, а тем более - видеозапись. Особенно отчетливо недостатки видны, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции.

Известно, например, как тщательно готовился к своим выступлениям великий физиолог И.П. Павлов. Каждую свою речь он так отшлифовывал, что после выступления, по свидетельству его учеников, ее можно было сразу сдавать в печать. Профессор Н.А. Рожанский описал встречу с ним незадолго перед выступлением того в научном обществе в 1913 году.

Павлов попросил Рожанского прочесть вслух, написанную Иваном Петровичем речь, которую тот должен был произнести вечером. Во время чтения Павлов внимательно следил за каждым словом, стараясь представить, как оно будет восприниматься слушателями. Вечером Павлов не читал, а говорил свою речь, но, как показалось Рожанскому, говорил почти слово в слово то, что было в написанной речи. Как видим, выдающийся физиолог придавал большое значение репетиции выступления.

Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать ее. Читка не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, когда отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией. К тому же зачитывание речи у многих ассоциируется с недостаточным знанием вопроса или с общей неразвитостью.

Зачитывая текст, выступающий надеется, донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако при этом совершенно игнорируется эмоциональная сторона восприятия: когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка. Одни слушатели при этом погружаются в сон, другие - борются с ним.

Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал - это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Цитаты и цифры представляют собой сгустки информации и являются сильными аргументами. Малейшая неточность может изменить заложенный в них смысл и следующие из них выводы. Например, ошибка в цифре, или простая перестановка слов, или изменение одного-двух из них, или потеря слова - все это может привести к существенным искажениям информации. Нечестные ораторы пользуются этим преднамеренно, прием этот называется «передергивание» (фактов). При разоблачении ссылаются на память или оговорку.

Поэтому, чтобы не подвергать сомнению важные доводы, лучше цифры и цитаты записывать.

Иногда приходится заучивать речь: когда нужно быть точным в формулировках, но читать не позволяет ситуация. Например, приветствие на торжественном мероприятии, банкете с деловыми партнерами, при якобы импровизированном выступлении.

Если речь небольшая, то это сделать сравнительно нетрудно. Если же большая (лекция, доклад), то выучить текст не каждому по силам. В этом случае выручит прием «выступление с опорой на текст».

Написанный текст хорошо осмысливается, несколько раз прочитывается (в том числе и вслух), фиксируются в памяти основные моменты.

Сам текст речи размечается (например, цветными фломастерами: выделяются ключевые фразы и слова, фамилии, наименования, наиболее важные цифровые данные, цитаты.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить на мгновение взгляд на страницу, чтобы восстановить ход мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору держаться уверенно.

Так же удобно пользоваться тезисами выступления с выделенными ключевыми словами.

Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.

К сожалению, сегодня, далеко не каждый человек умеет красиво говорить. Кто-то умеет сказать так, что можно заслушаться. Кто-то же выражает свои мысли скомкано и сумбурно, держится на публике неуверенно. Все это зависит не от простого стечения обстоятельств, а от того, что один человек тщательно готовился к выступлению, несколько лет занимался постановкой голоса, умением правильно себя держать перед аудиторией, правильно, красиво говорить, держать зал своим вниманием, а другому все это показалось совершенно ненужным.


Умение правильно, грамотно говорить - это целое искусство. Познавать его можно годами, но так и не познать до конца. А можно просто притронуться к этому бездонному миру. Все зависит от того, для чего вам нужно красиво говорить.

Публичное выступление. Во время публичного выступления, все взоры публики направлены исключительно на вас. Поэтому вам необходимо заранее решить, как вы будете выглядеть, какую манеру поведения выберете, как будете обращаться к слушателям.

Не читайте по бумажке . Даже если вы оформите свою речь в красивую папку, мы все равно не советовали вы ее читать по бумажке. Когда вы смотрите в текст, вы напряжены, вы постоянно боитесь забыть или неправильно прочитать какую-то информацию, сбиться. В итоге, ваше напряжение чувствуется. Зритель не воспринимает вашей речи, спустя некоторое время начинает отвлекаться. Когда же вы говорите непосредственно в зал, к вам абсолютно другое отношение. Даже если у кого-то и была мысль посмотреть в свой сотовый телефон, узнать который час, все тут же забудут о своей задумке. Когда вы обращаетесь к людям, люди идут навстречу вам. Они могут простить волнение, какую-то ошибку, то, что вы запнетесь, скажете что-то не то или не так.

Одевайтесь по поводу . Во многом отношение зрителей к вам определяет стиль в одежде. Вам просто необходимо быть модной , надевать всегда чистую и опрятную одежду. Во время выступления вы должны думать исключительно о своей речи. А не о том, как вы выглядите, что где-то порвались колготки, в боках вы пополнели. Этих мыслей быть, в принципе не должно. Если вы думаете об этом, то сходите к психологу, посетите тренинги по личностному росту. На сцене, перед большой аудиторией, вы всегда само совершенство. Если кто-то думает иначе, то он ошибается.

Не репетируйте речь перед зеркалом. Множество людей делают огромную ошибку, когда репетирую речь перед зеркалом. Вы заранее обрекаете себя на провал. Так, когда мы смотрим на себя в зеркало, мы концентрируемся не на тех словах, которые произносим, а на позе, которую принимаем, на внешности. Мы подсознательно ищем более выгодные ракурсы. Например, если вы невзначай взмахнете правой рукой так, чтобы задеть волосы, то вы станете более сексуальной. Если вы повернетесь к залу полубоком, то так будет меньше виден ваш второй подбородок. Да, вы все это замечаете, заметят это и остальные, но только в другом контексте. Теперь представьте само выступление. Вы выходите, встаете перед залом, а потом начинаете корчить рожи. Вы сейчас не концентрируете внимание на словах, не выделяете главное и второстепенное. Вы пытаетесь вспомнить, как выглядели перед зеркалом еще сутки назад. А так как перед вами зеркала нет, вам все время кажется, что стоите вы не так эффектно, как вчера вечером. В итоге, вы постоянно меняете позу, жестикулируете, не попадая под смысловую часть текста, стараетесь показать себя в более выгодном свете. Зрители вашего выступления видят перед собой лишь обезьяну, которая вышла, чтобы показать себя публике со всех сторон. Ничего кроме сарказма и смеха это не вызовет. Поэтому репетируйте саму речь, а не те позы, которые вы примете перед своими слушателями.

Не учите текст наизусть. Нет, зазубривать слова вам никто не запрещает. Особенно это помогает на первых стадиях, когда публичные выступления являются для вас скорее исключением из правил. Однако если вы запомните какое-то слово, то вы уже не сможете заменить его на другое. Вы просто встанете в ступор, потому что вся ступень речи будет потеряна. В итоге, ваше заключение будет скомканным и неинтересным. Мало кто может на ходу заменить забытое слово аналогичным.

Психологический аспект. Перестаньте бояться аудитории. Почему вы думаете, что все эти люди критично настроены, что они будут искать в вашей речи ошибки, будут обсуждать каждое ваше движение? Вспомните себя в зрительном зале. Неужели вы сидите и обсуждаете людей, которые перед вами выступают? В самом худшем случае вам до них нет абсолютно никакого дела. Вы думаете о том, как бы быстрее закончилось выступление, когда он перестанет говорить свою монотонную демагогию? Что нас интересует в выступающем? Во-первых, его внешний вид, а также сама внешность. Если перед аудиторией появляется красивый парень или обаятельная девушка, то нам хочется посмотреть на этих людей. Мы рассматриваем стиль в одежде, прическу, макияж и т.д. Во-вторых, обращаем внимание на манеру разговора. Если человек говорит уверенно, то его будут слушать, и уже, в-третьих, мы смотрим на сам текст. Обычно людей привлекают притчи, интересные истории. Общие фразы никому не нужны. Они нудные и абсолютно неинтересные.

Если вы желаете научиться красиво говорить, то примите к сведению все наши советы, сочетайте их с практикой. С первого раза ни у кого ничего не получается. Только в процессе учебы, постоянного общения и разговора, вы заметите, что шаг за шагом приближаетесь к желаемому результату.

Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. По­лезно прочитать речь или воспроизвести ее устно, чтобы уточ­нить время звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100-200 слов в мину­ту). Это так называемая репетиция, т. е. произнесение тек­ста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше произносить текст вслух (это особенно важно для начинающего оратора).

Во время репетиции крайне важно обратить внимание на техни­ку произношения. Прежде всœего на орфоэпию - образцовое ли­тературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слушать и слышать себя, чтобы иметь возможность кор­ректировать и совершенствовать свою речь.

Следует обратить внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Репетируя свое выступление, оратор должен следить за своим голосом, чтобы он звучал ясно, в меру громко, не был бы монотонным. Надо обращать внимание и на паузы (они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчерк­нуть и выделить ее), на фразовые и логическое ударения, с по­мощью которых можно выделить речевые отрезки или отдельные слова.

Выразить свои чувства, свое отношение к тому, о чем идет речь, помогают мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репети­руют свое выступление перед зеркалом. Это самонаблюдение по­может избежать некрасивых, резких жестов, мимики, которая бы искажала и уродовала лицо. О том, как серьезно нужно относить­ся к мимике, жестам, движению во время речи, говорил еще Петр I (см. “Духовный регламент”, изданный в 1721 ᴦ.): “Не на­добно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гре­бет. Не нужнобно руками всплескивать, в боки упираться, подска­кивать, смеяться, да не нужнобно и рыдать”.

Как же работать во время репетиции перед зеркалом? Преж­де всœего обратите внимание на мимику. Вот как пишет об этом Поль Л. Сопер в книге “Основы искусства речи” (М., 1992):

“Практиковаться перед зеркалом крайне крайне важно, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое ли­цо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набега­ющие складки, расправляйте нахмуренные брови. А должна быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? В случае если на нем застывшее выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры”.

Не менее важно добиться естественности позы. Расправь-

те плечи, выпрямитесь; если чувствуете скованность, напряжен­ность, сделайте несколько физических упражнений. Найдите та­кую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, поста­райтесь запомнить эту позу. Попробуйте во время репетиции речи сделать шаг вперед, назад, в сторону; при этом старайтесь движением подчеркивать выразительные места речи.

Особое внимание следует обращать на жесты. В назван­ной выше книге Поля Л. Сопера говорится о нескольких видах жестов. С помощью выразительных жестов подчеркива­ются сильные места речи. Описательные-показываются размер предмета. Указующие-демонстрируют местопо­ложение, направление. Оратор с артистической жилкой пользу­ется сложной подражательной жестикуляцией.

Разнообразие жестов делает речь выразительной. Но не сле­дует забывать о чувстве меры. Нельзя жестикулировать непре­рывно: не каждая фраза нуждается в подчеркивании. В случае если чрез­мерно увлечься жестикуляцией, можно потерять равновесие.

Лучшая поза для оратора та͵ в которой ощущается непри­нужденность и легкость движений. Мимика и жесты выступаю­щего не самоцель, они должны усиливать впечатление от его ре­чи, помочь донести до слушателœей его мысли и чувства.

Полный текст речи или ее конспект, тезисы, план готовы. По­лезно прочитать речь или воспроизвести ее устно, чтобы уточ­нить время звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100-200 слов в мину­ту). Это так называемая репетиция, т. е. произнесение тек­ста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше произносить текст вслух (это особенно важно для начинающего оратора).

Во время репетиции необходимо обратить внимание на техни­ку произношения. Прежде всего на орфоэпию - образцовое ли­тературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слушать и слышать себя, чтобы иметь возможность кор­ректировать и совершенствовать свою речь.

Следует обратить внимание и на дикцию, на темп речи, на громкость голоса. Репетируя свое выступление, оратор должен следить за своим голосом, чтобы он звучал ясно, в меру громко, не был бы монотонным. Надо обращать внимание и на паузы (они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчерк­нуть и выделить ее), на фразовые и логическое ударения, с по­мощью которых можно выделить речевые отрезки или отдельные слова.

Выразить свои чувства, свое отношение к тому, о чем идет речь, помогают мимика, жесты, поза. Нередко ораторы репети­руют свое выступление перед зеркалом. Это самонаблюдение по­может избежать некрасивых, резких жестов, мимики, которая бы искажала и уродовала лицо. О том, как серьезно надо относить­ся к мимике, жестам, движению во время речи, говорил еще Петр I (см. “Духовный регламент”, изданный в 1721 г.): “Не на­добно проповеднику шататься вельми, будто в судне веслом гре­бет. Не надобно руками всплескивать, в боки упираться, подска­кивать, смеяться, да не надобно и рыдать”.

Как же работать во время репетиции перед зеркалом? Преж­де всего обратите внимание на мимику. Вот как пишет об этом Поль Л. Сопер в книге “Основы искусства речи” (М., 1992):

“Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое ли­цо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набега­ющие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем застывшее выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры”.

Не менее важно добиться естественности позы. Расправь-

те плечи, выпрямитесь; если чувствуете скованность, напряжен­ность, сделайте несколько физических упражнений. Найдите та­кую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, поста­райтесь запомнить эту позу. Попробуйте во время репетиции речи сделать шаг вперед, назад, в сторону; при этом старайтесь движением подчеркивать выразительные места речи.

Особое внимание следует обращать на жесты. В назван­ной выше книге Поля Л. Сопера говорится о нескольких видах жестов. С помощью выразительных жестов подчеркива­ются сильные места речи. Описательные-показываются размер предмета. Указующие-демонстрируют местопо­ложение, направление. Оратор с артистической жилкой пользу­ется сложной подражательной жестикуляцией.

Разнообразие жестов делает речь выразительной. Но не сле­дует забывать о чувстве меры. Нельзя жестикулировать непре­рывно: не каждая фраза нуждается в подчеркивании. Если чрез­мерно увлечься жестикуляцией, можно потерять равновесие.

Лучшая поза для оратора та, в которой ощущается непри­нужденность и легкость движений. Мимика и жесты выступаю­щего не самоцель, они должны усиливать впечатление от его ре­чи, помочь донести до слушателей его мысли и чувства.