Мастер гончарных изделий. Гончарное дело для начинающих в домашних условиях. изготовить изделие с применением гончарного круга или с помощью специальных форм, или вовсе руками

Перспективно ли гончарное дело как бизнес? Этот промысел открывает возможности для творчества, обучения и заработка. Его история глубоко уходит в тысячелетия: много веков назад люди лепили из глины сосуды и горшки, украшали их резьбой и глазурью. Массовое производство посуды в XXI веке сместило гончарство в индустрию развлечений. Рассказываем, что представляет собой технология гончарного производства, какие материалы используют для производства и на чём можно заработать.

История гончарного дела

Гончарное производство известно с древнейших времён. Это ремесло создавало необходимые в быту ёмкости и сосуды. Основным материалом для него является глина. История началась с ручного производства: мастер из куска глины лепил изделие, а затем обжигал его в печи или сушил на солнце (в жарких странах). Однако довольно давно, в начале первого тысячелетия появился гончарный круг - станок, с помощью силы вращения придающий изделиям ровную симметричную форму. Помимо красоты сосудов это приспособление обеспечивает более высокую скорость производства.

Кроме изготовления посуды гончары производили кирпичи, плитку, дренажные трубы и даже архитектурные украшения. Интересно, что в средние века глиняные сосуды придумали использовать для улучшения акустики храмов: их замуровывали в стены. Такие можно увидеть В Новгороде, в Пскове и Москве.

Русские мастера гончарного дела тоже работали руками и на кругах, создавая востребованные и нужные в быту предметы. Этот навык не был редким: в каждой семье были люди, способные изготовить необходимый сосуд. С конца 19 века посуду собственного производства вытеснила фабричная, а гончарное дело из сферы жизненно необходимых навыков перешло в область народного творчества и хобби.

Гончарное дело - изготовление из глины посуды, разнообразных сосудов, игрушек и даже архитектурных элементов

Материалы гончарного производства

Главный материал для гончарного производства - глина. Специальная горшечная разновидность считается оптимальной для изготовления сосудов, хотя вариантов состава глиняной массы может быть довольно много. Их делят на плотные (фарфор, бисквит, париян) и пористые (фаянс, терракота). В составе глины может быть кварц и гипс. Эти компоненты делают изделия более прочными.

Чаще всего готовые изделия, но есть после обжига, раскрашивают глазурью. Цели не только декоративные, но и практические: краска не даёт влаге проникать в изделие и разрушать его. Способов нанесения глазури несколько: муравление, посыпка, обливание или ручное раскрашивание.

Технологии производства

Гончарное дело для начинающих в домашних условиях - вполне посильная задача, хотя работать в специальной мастерской гораздо удобнее. Причина простоты этого дела кроется в его древности: изначально люди работали вручную или с помощью очень простых приспособлений, а сам навык лепки был очень массовым.

Изготовление изделия начинается с подготовки глиняной массы . От его качества и особенностей зависит качество сосуда. Обычно используется так называемая горшечная глина, её состав считается оптимальным. Важна однородность и густота массы. Сейчас такой материал без труда можно купить в магазинах для хобби. Заготавливать глину самостоятельно проблематично: нужно найти хорошее место, набрать материал, очистить его от камешков и посторонних примесей.

Когда масса готова, можно приступать к формовке или лепке. Некоторые виды изделий делают в формах и рамах, сосуды формируют на гончарном круге, фигурки и свистульки лепят вручную. Это может быть творческим или чисто механическим процессом, в зависимости от пожеланий и целей мастера.

Обжиг

Сформированное изделие нужно обжечь, чтобы оно сохраняло стабильную форму. Глина обжигается при очень высоких температурах - от 1000 градусов. Для разного состава массы требуется определённая температура:

  • глина - 1000–1200 градусов;
  • керамика - 1100–1300 градусов;
  • фарфор - 1200–1400 градусов.

С некачественными составами могут возникнуть трудности. Например, есть примеры, когда покупная порошковая глина закипала уже при температуре в 750 градусов и изделие портилось. Поэтому к выбору сырья нужно относиться крайне внимательно, проверять производителей, чтобы не потратить время и деньги впустую.

Желательно использовать газовые или электрические печи: ими проще управлять, в них не образуется сажа и копоть, которая портит поверхность изделий. Атмосфера в печи во время обжига тоже влияет на внешний вид сосудов и фигурок. Например, можно вызвать окисление глины и придать ей более коричневатый оттенок.

Основа мастерской - гончарный круг

Нанесение глазури

Глазурью называется стекловидное покрытие глиняных изделий. Его назначение не только декоративное. В первую очередь глазурь необходима для защиты изделия от влаги, которая может попасть в его структуру и разрушить. Защитное покрытие наносится во время обжига или после него. Основой такого покрытия являются кварц, каолин и полевой шпат. Чтобы сделать глазурь цветной, в состав добавляют оксиды и соли металлов.

Методы нанесения глазури на гончарные изделия:

  • пульверизация;
  • набрызг;
  • окунание;
  • полив;
  • тампонирование;
  • окрашивание кистью.

При окрашивании иногда возникают дефекты, например, пузырьки или трещины. Мастер по производству гончарных изделий должен предупреждать их причины и предотвращать. Для этого нужно следить на равномерностью нанесения, помолом сырья для глазури и правильно подбирать температуру для обжига.

Необходимое оборудование

Основа мастерской - это гончарный круг. Это устройство довольно хорошо знакомо всем: вращающейся устройство, позволяющее формировать симметричные объёмные изделия. Разновидностей несколько:

  • ручные (приводятся в движение одной рукой, а работать над заготовкой надо другой рукой);
  • механический ножной (сила вращения обеспечивается ногами, обе руки свободны для работы);
  • электрические (самые распространённые сейчас, вращение обеспечивает электрический ток, мастер работает только над изделием).

Для бизнеса, особенно если планируется проводить обучение гончарному делу нужен именно электрический круг. Компактный станок можно приобрести за 30 тысяч рублей, более профессиональный - за 45 тысяч. Вращающаяся часть круга называется турнетка. Одна турнетка обязательно идёт в комплекте с кругом, но можно купить дополнительные, к примеру, большого и меньшего размера.

Помимо гончарного круга необходима муфельная печь: она способна нагреваться до определённой высокой температуры (до 1400 градусов) и поддерживать эту температуру в течение нужного промежутка времени. Купить печь для гончарного дела можно в среднем за 30-40 тысяч рублей, но лучше заложить сумму побольше - в районе 100 тысяч рублей. Время обжига зависит от материала и объёма изделия. Иногда требуется обжигать глину 2-3 раза, для глазурирования.

На чем можно делать деньги

Гончарное дело сейчас - это скорее народный промысел, чем способ производства. Мастер, работающий на гончарном круге, не сможет конкурировать по объёмам производства с промышленными предприятиями. Да и качество его изделий скорее всего будет уступать.

Вариант заработка на гончарном производстве - изготовление декоративных игрушек, свистулек, колокольчиков. Их продают в музеях, сувенирных магазинах, туристических лавочках.

Наиболее перспективным с точки зрения дохода представляется мастер-класс по гончарному делу. Возможность попробовать себя в новой роли, поработать руками, изготовить памятный сувенир или полезную в хозяйстве вещь привлекает многих. Такие уроки с удовольствием посещают дети и взрослые. Организовать гончарные курсы можно только в том случае, если у предпринимателя уже есть навыки в этом ремесле (иначе учить людей не получится).

Рассмотрим каждый вариант чуть подробнее.

Есть несколько вариантов заработка на гончарном ремесле, один из которых - обучение

Гончарные изделия

Продажа гончарных изделий - посуды, бытовых сосудов, а также декоративных фигурок и свистулек - может приносить доход. Такие сувениры не производят массово, хотя спрос среди туристов на них довольно высок. Если получится найти каналы сбыта в этом направлении, в весенне-летний сезон и новогодние праздники можно получать прибыль.

Больших денег ждать не стоит: одна фигурка продаётся в среднем за 100-150 рублей при себестоимости до 30 рублей. Если изготовить 500 штук, можно заработать 75 000 рублей. Минус способа в том, что создавать такие сувениры не так просто, как кажется на первый взгляд. Нужна аккуратность, приятные расцветки и оригинальные идеи.

Другая идея - продавать посуду и вазы через интернет. Тенденция использовать в интерьере только натуральные материалы сработает в пользу мастера. Если изделия красиво фотографировать, больше рассказывать о них и регулярно вести страницы, можно найти много клиентов.

Мастер-классы для детей

Другое более денежное направление - мастер-классы для детей. Москва, Петербург, да и другие города уже присоединились к этой работе. Плюс в том, что аудитория потенциальных посетителей просто огромна, а особенные знания для проведения детских мастер-классов не нужна. Детям важны впечатления, а не знания и навыки. Часто такие занятия посещают семьями.

Занятия проводятся в небольших группах и длятся в среднем 1,5 часа. Детям рассказывают краткую историю гончарного дела, показывают готовые изделия и учат работать с глиной . Это несложная и приятная работа. Единственный минус заключается в затратах: нужно снять большое помещение, отремонтировать его, поставить мебель и купить несколько гончарных кругов. Печи достаточно одной. Также следует разработать программы занятий и предусмотреть вариативность для разных возрастов.

Обучение

Также зарабатывать можно на более продвинутом обучении. Некоторым людям действительно интересно овладеть гончарным мастерством на продвинутом уровне. Возможно, они планируют потом на этом зарабатывать или строить бизнес, поэтому готовы заплатить за уроки. Это направление работы стоит объединить с детскими мастер-классами и самостоятельным производством.

Не совсем обычный вариант - книги. Если мастер уже накопил солидный опыт работы и хорошо знает ремесло, можно попробовать написать учебное пособие и издать его небольшим тиражом.

Многие готовы заплатить, чтобы научиться работать на гончарном круге и самостоятельно изготавливать посуду

Финансовые вложения и окупаемость

На оборудование для мастерской придётся потратить в среднем 150 тысяч рублей: печь и гончарный круг. Рабочие инструменты вроде нити, наборов для лепки - ещё 10 тысяч рублей. Сырьё на несколько месяцев работы - приблизительно 30 тысяч.

Предположим, предприниматель планирует не только самостоятельно производить, но и обучать других людей. Тогда затрат будет больше: несколько гончарных кругов, аренда и ремонт помещения, больше инструментов и сырья, а также реклама. Всё это в среднем можно уложить в 500 тысяч рублей. Суммарные затраты на запуск бизнеса составят 800 тысяч рублей.

Мы выяснили, что на продаже изделий можно за сезон заработать примерно 75 тысяч рублей. Основную часть доходов должны приносить мастер-классы. 1,5-часовое занятие стоит от 500 рублей, группы - 10-12 человек. Если проводить 4 занятия в неделю в полностью загруженных группах, за неделю можно заработать 24 тысячи рублей, а за месяц - 96 тысяч.

Зарабатывать на уровне 100 тысяч рублей в месяц в собственной гончарной мастерской вполне реально. С учётом покупки расходных материалов, оплаты аренды и коммунальных услуг окупить все вложения можно в течение 8-12 месяцев активной работы.

Заключение

Гончарное дело - перспективное с точки зрения заработка ремесло. Наиболее выгодной представляется организация мастер-классов для детей и взрослых. Также можно заработать на продаже посуды и сувениров. Открыть мастерскую стоит в среднем 800 тысяч рублей, которые можно окупить за 1 год работы.

/ Записаться на занятия

~ Мастер-класс:

В ходе мастер-класса вы сделаете свое собственное уникальное изделие из керамики!

Мастер-класс длится приблизительно 2 астрономических часа плюс минус 15 минут и включает следующую программу:

По окончании мастер-класса ваше изделие останется у нас для сушки, глазуровки и обжига, после чего вы сможете забрать его.

NB! Только в нашей мастерской вы получаете глазурованное, полностью готовое для использования (в том числе в пищевых целях) изделие, за одно занятие!

~ Базовый курс из 5 занятий

Программа предназначена для тех, кто хочет освоить базовые элементы работы за гончарным кругом и научиться без помощи мастера изготавливать традиционные гончарные работы.

Программа представляет собой следующий учебный план (одно занятие длится 2 астрономических часа плюс минус 15 минут):

номер занятия учебный план
1 занятие
  • мини-лекция по качествам и свойствам глины
  • наблюдение за работой мастера
  • подготовка глины к работе
  • центровка заготовки на круге
  • освоение основных позиций и блоков рук
  • изготовление пиалы и/или горшка
2 занятие
  • понимание пропорций
  • приемы вытягивания стенок
  • сужение и расширение стенки
  • изготовление кружки, чашки
  • вытягивание ручки
3 занятие
  • изготовление сосуда с крышкой, носиком (сахарник, чайник, молочник и т.п.)
  • обтачивание изделия (обработка дна и стенок)
  • вырезание узора
4 занятие
  • разработка индивидуального дизайна изделия и его изготовление
  • подготовка изделия к декорированию
5 занятие
  • приемы и способы декорирования: глазури, ангобы, оксиды
  • декорирование изделий, изготовленных на предыдущих занятиях

~ Углубленный курс из 15 занятий:

Данный курс подойдет для тех, кто хочет детально разобраться в тонкостях и секретах гончарного дела.

Покупая данный курс вы не пропустите ни одного занятия, так как сможете выбирать удобное для вас время обучения.

Курс предполагает индивидуальный подход и следующий учебный план, который может корректироваться в зависимости от ваших интересов и скорости обучения:

номер занятия тема количество часов
теория практика всего
1-2 занятие
  • Введение в технологию керамического производства
  • Классификация, свойства и виды природных и промышленных глин
  • Подкотовка глиняной массы к работе
  • Знакомство с устройством гончарного круга
  • Начало работы на круге: отработка навыка центровки глины
  • Освоение приемов вытягивания стенки и формирование простого сосуда по типу стакан, пиала, горшок
  • Декорирование: работа ангобами по сырой глине
1 3 4 3-4-5 занятие
  • Округлые формы: отработка навыков вытягивания, сужения и расширения стенки
  • Изготовление простых сосудов с ручкой (кружка, чашка, молочник и т.п.)
  • Теоретический курс по инструментам и материалам для керамики
  • Основы резьбы по сырой глине (изготовление подсвечника, ночника, светильника)
  • Декорирование: фляндровка
  • Восстановление глины
1 5 6 6-7-8 занятие
  • Отработка навыков изготовления простой крышки (горшок, крынка)
  • Формирование навыка изготовления гончарного носика (чайник, кухля)
  • Отработка навыков изготовления сложной крышки (сахарник, чайник)
1 5 6 9-10 занятие
  • Теоретический курс по техникам и приемам декорирования
  • Декорирование: тиснение, текстилькерамика, оксиды
2 2 4 11-12 занятие
  • Теоретический курс: оборудование гончарной мастерской
  • Декорирование глазурями
1 3 4 13-14-15 занятие
  • Основы изготовления крыночных форм (крынка, махотка, корчага)
  • Отработка приемов сужения и расширения (ваза, кувшин)
  • Теоретический курс: обжиг изделий
1 5 6 Итого 7 23 30

Несколько часов, проведенных за гончарным кругом, подарят вам радость созидания, приятные ощущения соприкосновения с глиной и душевное равновесие.

Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

Конечно, в домашних условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире...

Мастерская на даче

Работа с глиной — штука довольно грязная. В том смысле, что отмывать потом придется все и вся. И если лепить фигурки можно и дома, в городской квартире, то создавать свои первые шедевры на гончарном круге в квартире не очень удобно. У вас появилось стойкое желание соприкоснуться с удивительным природным материалом и попробовать освоить (пусть пока неумело, пусть лишь только как развлечение) одно из древнейших ремесел — гончарное дело? Лучшего места, чем дача, для этого не найти. Именно здесь гораздо легче организовать рабочее пространство, разместить все необходимое. Именно на даче или в деревне работа за гончарным кругом будет более органичной, вписывающейся в окружающий пейзаж, как прикосновение к истокам, к народной истории и культуре.

В настоящее время к услугам начинающих и "продвинутых" керамистов существуют целые специализированные магазины, где можно приобрести все необходимое, начиная от гончарных кругов и разных видов глины и заканчивая печью для обжига готовых изделий. Не пугайтесь, печь нам пока не понадобится. Штука эта дорогостоящая и на первых порах совсем не обязательная. Для начала имеет смысл научиться делать самые простые формы на гончарном круге и правильно их сушить. А обжигать свои творения можно, например, в школах детского творчества или керамических мастерских, где есть соответствующее оборудование. Или на первых порах вообще оставлять без обжига. Если же гончарное ремесло "зацепит" вас всерьез, если вы почувствуете, что это ваше, тогда уже можно будет подумать и о печи. Кстати сказать, в деревне можно сделать дровяную печь для обжига самостоятельно, обратившись за помощью к мастеру или воспользовавшись специальной литературой.

Необходимые инструменты

Понятно, что гончарный круг — это главное приспособление, без которого нам никак не обойтись. С тех пор, как какой-то безвестный гений придумал и создал первый гончарный круг, прошло около 7 тыс. лет. С тех пор принцип действия этого устройства нисколько не изменился. Гончарный круг — это небольшой диск из гладкого материала (дерево, пластик, камень, металл и др.) с жестко прикрепленной снизу осью. К противоположному концу оси крепится передача, благодаря которой диск может вращаться. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные. Они удобнее, потому что позволяют освободить для работы обе руки мастера. Большинство современных гончарных кругов электрические. Они достаточно удобны и облегчают физический труд гончара. Хотя некоторые мастера утверждают, что настоящий гончарный круг — это все-таки ножной. Только на нем можно плавно и гибко регулировать скорость вращения, что очень важно для лепки.

Сейчас есть возможность приобрести гончарный круг промышленного производства. Как правило, такие круги вполне удобны в работе. Но есть любители-самоделкины, которые изготавливают такие круги самостоятельно.

Для мало-мальски серьезного творчества вам не подойдут появившиеся в продаже детские гончарные круги на батарейках. Они относятся к категории игрушек, при некотором опыте на них можно смастерить лишь совсем крошечные изделия (например, кукольные блюдца). Мощности батареек на большее не хватит.

Еще для работы нам пригодятся стеки — специальные деревянные или пластиковые инструменты для снятия лишнего материала и более тщательной проработки деталей. Кроме этого понадобится проволочка с ручками на концах для срезания изделия с гончарного круга, для отрезания глины и других работ. Вместо проволоки подойдет самая тонкая гитарная струна. Длина ее должна примерно равняться ширине плеч.

Песнь о глине

Глины бывают очень разными и по происхождению, и по минеральному составу, и по содержанию всевозможных примесей. Промышленная классификация делит их на каолины, глины, сухари (огнеупорные глины) и сланцевые глины (плохо размокающие в воде). Есть такое понятие, как "жирная" (пластичная) и "тощая" (сухая) глина. Для гончарных работ глина должна быть достаточно "жирной". Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге. Причем, чем тоньше, изящнее изделие, тем более жирная глина для него используется. Различается и цвет глины. Она может быть красной, коричневой, зеленой, голубой, белой, серой и даже шоколадного или грязно-черного цвета. Цвет глине придают окиси различных металлов: алюминия, железа, титана. Если их общее число не превышает 1%, изделие и до, и после обжига будет белого цвета. Если же содержание окисей больше 1%, готовое изделие покраснеет, даже если сырая глина была зеленой или голубой.

Пожалуй для начинающих гончаров лучший выход из положения — это покупка готовой глины в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Чаще всего гончарную глину продают в виде порошка. Она уже очищена от примесей и имеет все необходимые добавки. Ее нужно лишь правильно приготовить. О том, как это сделать, лучше дополнительно узнать у консультантов в магазине.

Перед началом работы даже с полностью готовой к употреблению глиной необходимо проделать еще одну очень важную операцию — "перебить". Скатайте на деревянной доске валик из глины и разорвите его на две части движением, похожим на выкручивание белья. Затем с силой бросьте куски на стол, сложите их, скатайте и снова разорвите. Процедуру необходимо повторить 20-25 раз. Делается это для того, чтобы удалить из глины пузырьки воздуха и добиться однородной консистенции. Оставшийся воздух будет очень мешать при работе на гончарном круге и может разорвать готовое изделие при обжиге. Комок глины можно не разрывать руками, а разрезать при помощи проволоки. Кстати сказать, многие мастера считают этот способ более правильным. После этого приступаем к так называемому спиралевидному замешиванию. Делается это так. Подготовленный кусок глины кладется на стол, сверху помещаются обе ладони. Основная нагрузка должна приходиться на нижние части ладоней. Надавите ладонями на глину, как бы отталкивая ее от себя, одновременно немного поворачивайте ладони против часовой стрелки. Если все сделано правильно, послышатся легкие хлопки лопающихся пузырьков воздуха. Затем отпустите глину и чуть-чуть поверните весь комок по часовой стрелке, возвращая на прежнее место. Операция повторяется 30-40 раз. Старайтесь избегать складок, в них может прятаться ненужный воздух.

Наконец наша глина готова. Приступаем к лепке. Будьте готовы к тому, что поначалу у вас ничего не будет получаться. Это нормально. Если есть такая возможность, понаблюдайте за мастером, работающим на гончарном круге или, еще лучше, возьмите несколько уроков гончарного ремесла. Сейчас появляется все больше подобных творческих курсов и мастер-классов. Если такой возможности нет, придется осваивать мастерство методом проб и ошибок. В этом очень пригодится толковая книжка-самоучитель с пошаговым описанием работы и картинками-схемами. Надо отметить, что главный способ овладения гончарным делом — это многократное повторение. Постарайтесь добиться того, чтобы ваши руки выполняли механическую работу почти автоматически. Смотрите на ваши работы, как на ученическое упражнение. И не отчаивайтесь. Как известно, не боги горшки обжигают. В гончарном ремесле нет строгих правил касательно того, как изготавливать посуду, а мастерство приходит с опытом.

Итак, попробуем. Отрежьте проволокой кусок глины, придайте ему округлую форму и положите в центр станка, слегка придавив к поверхности. Если глина отклонилась от центра, поправьте ее руками, а затем запустите гончарный круг. Глина должна размещаться строго по центру, иначе она будет вращаться неравномерно и, в конце концов, соскочит с круга. Пожалуй, это самое сложное для новичков — научиться выкладывать глину строго по центру. Отцентрованный кусок кажется почти неподвижным, глина не должна изгибаться или смещаться. Очень важна правильная постановка рук гончара. Локти следует прижать к корпусу, а согнутые кисти рук со слегка сближенными запястьями держать на вращающемся куске глины. Нужно постараться максимально расслабить руки, движения должны быть мягкими и плавными, без резких рывков.

Движения, которые вы будете проделывать руками, зависят от того, какую форму вы хотите получить. Допустим, мы задумали слепить кувшин. Придавив глину, сделайте из нее колобок или небольшой купол, заглаженный с боков. Теперь сдавите глину обеими руками и, поднимая их, преобразуйте купол в конус, а затем снова в купол. Большим пальцем правой руки наметьте центр на вершине купола и начинайте постепенно вдавливать в него палец вертикально. Остальные пальцы находятся снаружи купола. В образовавшееся отверстие выжмите из губки немного воды. Чтобы раздвинуть глину в стороны, пальцы левой руки опустите внутрь до дна углубления, а пальцы правой поместите на наружную стенку. Надавите левой рукой на поверхность изделия. Руки следует постоянно смачивать водой. Вытяните цилиндр до нужной конечной высоты. Концом среднего пальца левой руки касайтесь дна изделия, а согнутый указательный и большой палец правой руки прижимайте к внешней стороне. Для вытягивания стенок двигайте руки от дна к верху. Старайтесь, чтобы стенки были одинаковой толщины. Главная задача на этом этапе — получить ровный, полый внутри цилиндр с дном. Затем начинаем преобразовывать его в вазу, кувшин или другое задуманное изделие. Для этого существуют определенные правила:

  • если давить на внутреннюю сторону цилиндра, то его стенки будут вытягиваться с расширением формы. Руки должны находиться и внутри и снаружи цилиндра, одна против другой, вместе определяя толщину стенки и величину давления;
  • чтобы вытянуть шейку кувшина, необходимо захватить двумя руками его верх с внешней стороны и сжать до нужного размера;
  • если у кувшина по замыслу должно быть узкое горлышко, следите, чтобы случайно не расширить его слишком сильно;
  • воду, которая собирается на дне изделия, удобно удалять губкой, надетой на проволоку;
  • попробуйте выточить тонкий край изделия, пальцами закруглить его на внешнюю сторону и завернуть. Так вы получите характерную для гончарных изделий деталь декора;
  • если нужно сделать носик, возьмитесь за край кувшина двумя пальцами левой руки и надавите между ними указательным пальцем правой.

Чем большее керамическое изделие вы хотите получить, тем сложнее его делать. Поэтому начинать лучше с небольших блюдец и тарелок. Для этого нужно выложить в центре гончарного круга глиняный диск небольшой высоты, соответствующий размеру будущей тарелки. Наиболее тщательно следует делать днище, потому что у плоских изделий оно является самым уязвимым местом. Глину здесь нужно придавливать посильнее. Затем большим и указательным пальцем приподнимите глину от внешнего края, чтобы сформировать закругленный ободок. После этого начинаем разглаживать борт тарелки, слегка сжимая глину и одновременно растягивая в стороны. Не стоит слишком сильно истончать стенки изделия, иначе при обжиге они будут трескаться и "вздуваться".

Сушка и декорирование

Когда изделие готово и вы им остались довольны, срежьте его с круга специальной проволочкой с двумя ручками. Дважды протяните проволочку под днищем изделия, потом сдвиньте его с круга и перенесите на смоченную водой подставку. Теперь наступает следующий важный этап — сушка. Главная задача заключается в том, чтобы глина сохла равномерно, иначе она потрескается. Поэтому избегайте сквозняков и прямых солнечных лучей. Оботрите изделие влажной губкой или мокрыми руками, убирая всевозможные неровности, затем накройте влажной тканью и поставьте сохнуть в закрытый ящик (лучше оцинкованный).

Примерно через сутки, когда изделие немного подсохнет, его вынимают из ящика, аккуратно зачищают мелкой наждачной бумагой и приступают к отделочным работам. Например, поверхность кувшина или вазы можно "выглаживать". Для этого ее натирают каким-нибудь гладким предметом. При этом верхний слой глины уплотняется и начинает блестеть. После обжига такая посуда блестит еще больше. На мягкой глине можно выполнять и текстурную отделку. Из дерева или резины вырезают штампы. Вдавливая их в сырую глину в определенной последовательности, можно получить уникальный узор или орнамент. Интересные отпечатки получаются от придавливания к глине грубой мешковины. Еще можно нанести узор или рисунок процарапыванием. Выполняется оно шилом, ножом или другим острым предметом.

Кроме этого, очень популярным видом отделки гончарных изделий является роспись ангобами. Ангобы — это специально приготовленные жидкие глины. Такую роспись проводят по сырому, сухому и даже обожженному изделию. Декорирующий состав наносят кисточкой, пульверизатором или погружают изделие в емкость с раствором. После такой росписи изделия обжигают при температуре 700-800°С.

Более высокой степенью отделки является глазуровка. Глазурь — это тонкое стеклообразное покрытие, которое образуется при наплавлении на поверхность глиняного изделия силикатных соединений, ее также можно купить в специализированных магазинах или на заводах по производству керамики. Они предохраняют керамику от загрязнения, делают ее более прочной. Глазури бывают очень разными: прозрачные, цветные, бесцветные. Эмаль — это одна из разновидностей глазури. Она непрозрачна и используется как основа под керамическую краску. Эмаль наносят методом поливания, подсушивают, а затем расписывают керамику специальными красками. Когда краски полностью высохнут, изделие обжигают.

Для обжига обычно используют специальные электрические печи. Если у вас есть доступ к подобному оборудованию, обжиг производится следующим образом. После подсушивания и декорирования изделие помещается в печь на 1,5-3 часа для дополнительного подсушивания при температуре 150°С. Сначала температуру в печи повышают медленно до тех пор, пока не испарится вся влага. Затем каждые 30-40 минут температуру поднимают на 50°С и доводят до 400°С. Когда изделие начнет краснеть, температуру повышают более резко — на 100°С каждый час и доводят до 800-900°С. Этот жар выдерживают в течение часа и выключают печь. В первые часы охлаждение должно идти медленно, пока температура не упадет до 450-400°С. Когда температура снизится до 200°С, печь можно открыть. Изделие вынимают лишь тогда, когда оно остынет до комнатной температуры. Весь процесс остывания занимает обычно 10-12 часов. Теперь, при необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз, чтобы глазурь расплавилась.

Расход глины

Очень полезно знать, сколько необходимо взять глины, чтобы сделать то или иное изделие определенного размера. Как правило, новички берут слишком много глины, и это одна их причин возможных неудач. Для изготовления чайного блюдца с диаметром дна 13 см нам потребуется примерно 800 г глины, для обеденной тарелки с диаметром дна 23 см вес глины увеличится до 1400 г. Для кружки высотой 9 см или кувшина объемом 0,2 л потребуется всего 350 г глины. Полулитровый кувшин получится из 500 г глины, а чайник из 1000 г. Добавьте к чайнику носик (250 г) и крышку (250 г). Рекомендуется вести своего рода дневник, куда вы будете записывать информацию по каждому вашему изделию: сколько глины потребовалось на изделие и детали (крышки, носики, ручки), какие-то особенности технологии и т.п. Сюда же можно зарисовывать интересные изделия, увиденные в музеях или на выставках, делать наброски своих собственных ваз и кувшинов, которые существуют пока лишь в вашем воображении. Такие записи помогут совершенствовать мастерство, не делать грубых ошибок, сохранить на долгие годы массу полезной информации, которая иначе непременно забудется.

Понятно, что научиться работе на гончарном круге, прочитав всего одну короткую статью, очень сложно. Вам понадобится много времени, упорного труда и хороший наставник или толковый самоучитель. И кто знает, может быть ваши замечательные работы станут не только украшением дома, но и займут достойное место на выставках керамики.

Виктория Белобородова

Любой творческий человек рано или поздно задумывается о том, чтобы сменить скучную офисную работу на ту, которая будет радовать его душу. На ум приходят разные идеи, от рисования, до организации праздников. Для многих важно, чтобы свое дело было этичным и приносящим реальную пользу обществу. Одним из таких является обучение древнему ремеслу – гончарному искусству .

Глина — это чистый природный материал, который, с одной стороны, позволяет расслабиться и отвлечься от рутины. А с другой — глина издревле была превосходным материалом для строительства и различного производства. Из глины до сих пор делают кирпичи, посуду и декоративные керамические изделия. Дорогие фарфор и фаянс также производятся из глины по процессу, который мало чем отличается от изготовления кирпичей. Разница производств заложена лишь в сорте глины и некоторых специфичных конечных процессах. Несмотря на древность гончарного ремесла оно по прежнему актуально. А с возросшей доступностью инструментов оно стало популярным у обывателей, которые хотят изготавливать керамику для себя и друзей, в качестве хобби. Поэтому бизнес по обучению и предоставлению возможности заниматься этим прекрасным делом всегда найдет своего потребителя.

Почему именно гончарная школа?

Согласитесь, все в детстве любили лепить из пластилина, а кому-то повезло поработать с чистейшим природным материалом – глиной. Сама по себе, глина является вязкой субстанцией, которая легко поддается пластичным изменениям. Из глины делают посуду, декоративные предметы интерьера, бижутерию и многое другое. Но научиться лепить из глины что-то стоящее самому – достаточно сложно. Именно поэтому люди охотно записываются на мастер-классы по лепке из глины руками и на гончарном круге.

На занятия приходят, как дети, так и взрослые пожилые пары. Лепка из глины успокаивает, очищает ум и дарует позитивный настрой на весь день. Кроме того, изделия, полученные после занятий, можно полноценно использовать в быту. Некоторые сравнивают процесс лепки из глины с медитацией. Также широким спросом пользуются групповые занятия, как отличная форма для проведения дня рождения или корпоратива.

С чего начать?

Многие думают, что чтобы открыть гончарную школу – надо самому очень хорошо уметь лепить из глины. От части – это правда. В своем штате необходимо иметь минимум двух специалистов, которые разбираются в гончарном ремесле, желательно, чтобы одним из них был дизайнер-керамист, прошедший обучение в специальном учебном заведении. Важно понимать, что после того, как Ваши ученики слепят изделия из глины, понадобится самостоятельно высушить их и обжечь при правильной температуре. Также не стоит забывать о технологических процессах: глазуровании изделий (остекление), покраске ангобами, утильном и вторичном обжиге.


Конечно, если Вы не хотите самостоятельно вести курсы, то стоит поручить контроль этих важных составляющих бизнеса своим работникам. Но на деле эти процессы ни так уж и сложны, но, конечно, лучше на первое время нанять опытного в этой сфере специалиста, чтобы перенять его опыт и создать свою технологическую методичку. Что касается самой лепки, то ничего сложного здесь нет. Составить обучающую программу можно буквально за неделю. Самостоятельно изучите литературу по гончарному искусству и на первое время этого будет достаточно детям и начинающим керамистам.

Некоторые тонкости и советы по оборудованию и открытию собственной гончарной школы

Для начала Вам понадобятся:

  • печь для обжига глины
  • гончарный круг
  • набор инструментов (кисточки и специальный приборы)
  • мебель и стеллажи
  • глина и краски

Бизнес по открытию гончарной школы имеет низкий порог вхождения. Для начала понадобится приобрести печь для обжига, ее цена начинается от 90 000 рублей. На первое время самой простой печи будет достаточно. Учтите, что важно, чтобы печь могла обжигать глину на температуре выше 1000 градусов. Также, понадобится сама глина, инструменты и специальные краски для нее (ангобы и глазури). Не забывайте о гончарном круге, он будет незаменим, если вы хотите начать обучение с производства посуды, хотя на первое время, занятия можно проводить только по ручной лепке. Все это можно приобрести в специализированных интернет магазинах.

Важной расходной частью станет закупка мебели, чтобы организовать рабочее пространство в гончарной школе. Тут все зависит от площади помещения. Минимальный закуп для организации гончарной школы со средней пропускной способностью около 100 человек в месяц – 150 000 рублей, без учета аренды помещения.

Площадь помещения должна быть не менее 30кв.м, но учтите, что чем больше помещение, тем комфортнее ученикам. Постарайтесь расположиться ближе к школам и детским садам, желательно в центре города, чтобы было удобно добраться до мастерской.

Выделите специальное место для печи (это будет муфельная электропечь), учитывайте требования пожарной безопасности, проконсультируйтесь со специалистами, которые производят печи для обжига глины.

Форматами обучения могут быть:

  • — единичные мастер-классы по ручной лепке или на гончарном круге (для всех желающих)
  • — базовый курс, состоящий из 8-12 занятий (для желающих научиться лепке)
  • — узконаправленные занятия для профессионалов своего дела (продвинутые курсы, повышение квалификации)
  • — сдача в аренду рабочего пространства для продвинутых гончаров и индивидуальных занятий (гончарный коворкинг)
На что можно рассчитывать в итоге?

Окупаемость такого бизнеса составляет примерно 6-8 месяцев, все зависит от рекламы и правильного позиционирования в своем городе. На старте очень важно завлечь учеников дружелюбным сервисом и гибкой системой цен. Средний чек за мастер-класс может достигать 2000 рублей с одного слушателя.

Для имиджа гончарной школы важен дизайн, поэтому уделите особое внимание, как названию, так и внешнему оформлению. Гончарная школа завлекает своим творческим процессом, как детей, так и родителей. Равнодушных, как правило, не остается, ведь лепка из глины – это прекрасный способ самовыражения, который всегда будет востребован на рынке услуг.

Приступая к созданию глиняных шедевров в домашних условиях, не спешите приобретать гончарный круг. Ведь существует большое количество самых разнообразных техник, которые на первых порах позволят лучше «почувствовать» материал, узнать о его свойствах и «поведении» во время и после работы.

Исторически большинство из этих техник предшествовали формовке на гончарном круге: ручная лепка появилась задолго до изобретения прославленного инструмента гончара. Главный инструмент истинного мастера по лепке – его руки, а глина лишь материал, послушно отражающий фантазии творца.


Лепить можно из кусочков глины, собирая целое из отдельных частей. Этот способ называют конструктивным. Он подходит для изготовления различных некрупных элементов декора: игрушек, блюдец, кружек. Яркий пример такой лепки – знаменитая дымковская игрушка. При лепке из отдельных частей работа начинается с формирования крупной детали, а затем к ней буквально примазывают дополнительные элементы, но так, чтобы швы соединений не были видны.


Второй популярный способ лепки – пластический – из целого куска: все части формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы.

Третий способ – комбинированный. Как и следует из названия, он объединяет несколько видов лепки: конструктивный и пластический. Например, из целого куска лепится чаша, а к ней присоединяются ручки.

Для изготовления различных видов сосудов способом ручной лепки (без использования гончарного круга) используют разные техники. Ниже – несколько наиболее распространенных.

Спиральная техника из жгутов: первоначально из глины изготавливаются жгуты, которые накручиваются на воображаемую фигуру, образуя круг за кругом реальное изделие. Еще в древние времена эта техника ценилась за то, что позволяла создавать сосуды очень больших размеров: тех, что невозможно изготовить на гончарном круге.

Лепка из полос в некотором роде напоминает спиральную технику. Однако она гораздо сложнее поддается начинающим гончарам: сначала необходимо раскатать пласт, затем разрезать его на полоски. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, к ней присоединяется следующая, а в месте соединения делается еще одна насечка (внутри). Затем на эту насечку с внутренней стороны кладется тонкий жгутик, а шов замазывается. Все последующие полосы присоединяются аналогичным способом – постепенно они «вырастают» в задуманную автором фигуру.

Следует помнить, что болванка просто так «не отстанет» от изделия, поэтому ее необходимо обернуть в целлофановый пакет или накрыть бумагой. И уже через сутки (до полного высыхания фигуры) извлечь из полученного глиняного изделия.

Одним из самых загадочных гончарных методов признана лепка сосудов на веревку: археологи много раз находили посуду с веревочным орнаментом внутри. Возникал вопрос: с какой целью древние мастера украшали сосуды с внутренней стороны? Ответ скрывался именно в способе изготовления образцов, а не в декораторских приемах: некая болванка обматывалась веревкой; по полученной заготовке лепили сосуд; затем веревку разматывали, что позволяло легко снять сосуд с заготовки.

Говоря об украшении глиняных изделий , стоит упомянуть и специальные техники: налепные узоры, рельефная лепка, веревочный оттиск, роспись.

Новичкам следует знать и то, что твердые предметы (цветные стекла, бусины и так далее) нельзя использовать в качестве декора для глиняных изделий до полной готовности образца: при сушке и обжиге глина сжимается и буквально выдавливает все «инородные тела», что часто приводит к деформации и повреждению изделия.