Как развивать ребенка в 1 месяц комаровский. Доктор комаровский о новорожденных. Минусы домашних блюд

Если появился насморк у грудничка 1 месяц, лечение нужно начинать незамедлительно. С этой проблемой, наверняка знаком каждый молодой родитель. Ведь здоровье малыша на первых этапах его жизни имеет большое значение. Если появился у ребенка насморк, то нужно в первую очередь разобраться с причиной его появления.

Причины заболевания

Существует несколько причин, из-за которых появляется насморк у малыша в 1 месяц:

  1. Наличие в помещении сухого и холодного воздуха,
  2. Аллергия у малыша на пыль, пух или шерсть,
  3. Приобретение инфекционного вируса,
  4. Переохлаждение ребенка,
  5. Травма слизистой оболочки,
  6. Проживание в загазованном районе,
  7. Наличие инородных тел в носовой полости.

Любая из вышеперечисленных причин может стать основой для развития насморка у малыша в раннем возрасте. Для того, чтобы этого не произошло, нужно внимательно относиться к здоровью младенцу и к той обстановке, в которой он находится. Не рекомендуется проветривать помещение, если ребенок находится дома, даже если он находится в другой комнате. Если у крохи замечена аллергия на определенное вещество, то стоит избавиться от него и делать влажную уборку регулярно. Многие родители жалеют отдавать любимого кота. Это крайне ошибочно, таким образом можно нанести вред здоровью малыша. Также необходимо теплее одевать ребенка в холодное время года и не допускать замерзания ног.

Опасность насморка для грудничка в 1 месяц

Взрослый человек достаточно легко может справиться с таким заболеванием, как насморк. Однако для недавно родившегося человечка такое проявление организма может стать сильнейшим стрессом. Для получения кислорода малыш использует исключительно нос. Ребенку еще незнакома отдышка и затрудненное дыхание. Прежде чем он научится обеспечивать себя кислородом через рот, ему предстоит испытать большой стресс.

На первом месяце жизни у малыша очень маленькая носовая полость.

Еще одна опасность насморка – это образование отека на задней стенке носа. Поэтому, если его не вылечить вовремя, то слизь будет продолжать скапливаться, что приведет к еще более опасной болезни – гайморит. У ребенка может появиться температура и тянущая боль в области лба.

Обычный насморк может привести к неприятному исходу. Поэтому каждый родитель должен с максимальной ответственностью отнестись к его появлению и сразу же предпринять необходимые меры лечения.

Стадии появления насморка

Такую болезнь как насморк можно разделить на несколько стадий.

  • Как только болезнь начала развиваться, в первую очередь сужаются сосуды. Далее бледнеет слизистая оболочка и появляется сухость в носовой полости. Желательно, вылечить болезнь уже на этой стадии до того, как появилась заложенность в носу. Выявить начальную стадию насморка достаточно легко – ребенок начинает часто чихать и становится капризным,
  • На второй стадии заболевания сосуды уже расширяются, после чего образуется отек слизистых оболочек. Для родителей уже становится очевидным, что их младенца беспокоит насморк, так как его дыхание немного затрудняется и из носа выделяется слизь. Важно, не оттягивать лечение и не ждать, когда болезнь пройдет самостоятельно,
  • Если не вылечить насморк вовремя, то он разовьется до третьей стадии, которая является самой опасной и затруднительно поддается лечению. Слизь, которая выходит из носа, приобретает уже не прозрачный, а зеленоватый оттенок. Обычно, помимо вирусного заражения, у ребенка присутствует и бактериальное вмешательство. На этой стадии болезнь следует лечить антибиотиками, каплями и физиотерапией.

Чем раньше перейти к процессу лечения насморка, тем быстрее и легче можно от него избавиться.

Лечение насморка у грудничка

Заниматься лечением любой болезни у грудничка самостоятельно крайне нежелательно. В каждом случае необходимо обращаться к педиатру, чтобы он мог проверить общее состояние младенца и посоветовал лекарственный препарат. На первых этапах болезни носовая полость находится в очень сухом состоянии. Для ребенка это вызывает очень неприятные ощущения, поэтому стоит позаботиться об их устранении. В помещении, где находится младенец, нужно повесить увлажнитель воздуха. Особенно он необходим в зимнее время года, так как из-за горячих батарей и нагревателей, воздух в пространстве сухой, что еще больше затрудняет дыхание у малыша. Такое оборудование можно использовать не только для лечения, но и для профилактики болезней. Помимо этого нужно делать влажную уборку и проветривать помещение на несколько минут. Во время болезни стоит забыть о прогулках и купании, рекомендуется одевать малыша в теплую одежду.

Обязательно нужно прочищать носовую полость и обрабатывать его при помощи медицинских препаратов. Обязательно при их покупке необходимо посоветоваться с педиатром для того, чтобы он подобрал лекарство для определенного возраста. От вытирания носа носовым платком кожа становится очень сухой, поэтому раз в день нужно обрабатывать её при помощи детского крема, спрея или смягчающего лосьона.

Уход за больным малышом

Для того, чтобы ребенок лучше перенес болезнь, следует поддерживать в комнате определенную температуру воздуха 20-25 С°. Укладывать младенца следует только на бок. Для того, чтобы он не перевернулся на спинку или животик, требуется подложить одеяло. На время сна под головку ребенка следует подложить небольшую подушку или сложенную вдвойне простынь. Чтобы слизь выходила быстрее их полости носа, нужно массировать стенки кончиками пальцев или обработать медицинскими препаратами. В ночное и дневное время суток нужно одевать малыша в чистую и теплую одежду.

Выше был дан ответ на вопрос, как вести себя при такой проблеме как насморк у грудничка 1 месяц. Лечение этой болезни может быть разнообразным, кто-то применяет медицинские препараты, а есть люди, для которых наиболее приемлемым считается народные методы борьбы с болезнью. Самым правильным решением является обращение к врачу.

К годовалому возрасту ваш малютка уже не маленький, беспомощный сверточек, который можно положить куда заблагорассудится, и покормить чем пожелаете. Год для крохи - это вся его жизнь и на эту жизнь он стал опытнее и развитие. Для него заканчивается целый этап жизни - младенчество. Он начинает активно участвовать в собственной жизни, даже в выборе еды. Поэтому самое время для мамы ознакомится с тем, какое описывает меню годовалого ребенка на каждый день Комаровский.

По достижении 12 месяцев детки начинают разнообразить свою жизнь экспериментами: они экспериментируют над разными объектами, которые попали им в руки, своими действиями с ними, и даже с любящими родителями, очень внимательно наблюдая, какой эффект окажут их поступки.

В этом возрасте ваше чадо уже имеет цель, и способно предсказать результат простого действия. Ребенок прекрасно может сказать что он хочет получить и отказаться он нежелательных предметов или блюд. И с его выбором нужно считаться, учиться понимать и убеждать, а не принуждать растущее и взрослеющее не по дням, а по часам чадо.

Основные правила выбора блюд «по-комаровски»

Кто не слышал фамилию известного педиатра Комаровского Д.О.? Среди молодых мамочек трудно найти такую, которая хотя бы раз не поинтересовалась его мнением. Одни берут все без исключения советы именитого «детского врача» на заметку, другие с долей критики относятся к его словам. Но практически все мамы, желающие соотносить свое воспитание, лечение и кормление ребенка с современными веяниями науки, обязательно ознакомятся с тем, что Комаровский говорит на интересующую их тему. Основные тезисы, относительно кормления грудного ребенка 12 месяцев отроду, с которым солидарен известный педиатр, следующие:

  1. Животные белки (мясо, рыба, яйца) должны присутствовать в рационе крохи каждый день.
  2. Молоко, если практикуется грудное вскармливание. И если женщина перестала кормить свое чадо грудью, можно заменить молоко адаптированной смесью.
  3. Кроха должен получать овощи и фрукты. Можно давать ягоды (малину, чернику) в ограниченных количествах, яблоки, сливы, вишню и черешню, груши. Не стоит экспериментировать с экзотикой. Из овощей детки хорошо кушают картофель и морковку, всевозможные виды капусты, кабачки и тыкву, томаты и огурцы.
  4. Меню годовалого ребенка Комаровский рекомендует разнообразить максимально возможным образом. Не стоит повторять одни и те же блюда изо дня в день. Иногда даже советуют не повторяться в течение недели.
  5. Продукты должны быть максимально свежими. Блюда нужно готовить перед подачей, а не подогревать кашку трехдневной давности.
  6. Основу рациона должно составлять грудное молоко и кисломолочная продукция (кефир, йогурт, творожок).
  7. Полезны в этом возрасте безглютеновые каши (гречка, рис, овсяная и кукурузная каша).
  8. Можно давать годовалым деткам хлеб и детское печенье.
  9. Пить ребенок может детские чайки, соки, кисели, морсы и воду.

После еды тарелки и чашки ребеночка нужно убираться. То же касается недоеденных кусочков хлеба или яблок.

Возможности ребенка

Дети этого возраста обзавелись 6-10 зубами и вполне могут самостоятельно пережевывать предложенную им пищу. Не у всех деток кишечник готов к перевариванию кусочков. Поэтому мам рекомендуется внимательно следить за состоянием чада. По возрасту годовалый малютка может:

  • самостоятельно пережевывать небольшие кубики овощей и фруктов;
  • есть суп и борщ с мелко нарезанными продуктами (если картофель порезан крупно, его достаточно размять вилкой);
  • кушать мясо и рыбу в виде тефтелек, причем правильно будет разрешить крохе самому брать еду пальчиками;
  • в 12 месяцев он может сам кушать ложкой каши (по крайне мере, пытаться) и пить напитки из чашки, если он этого еще не делает пора его увлекать и стимулировать.

Годовалые детки уже способны выбирать пищу, которая им нравится, и будет правильным дать возможность чаду поучаствовать в составлении меню.

Иногда у маленького человека случаются приступы нигилизма и он отказывается от тех блюд и продуктов, которые были до этого любимы. Ничего страшного в этом нет. Если заменить такое блюдо чем-то другим, подобная «нелюбовь» через несколько дней пройдет. Комаровский не советует кормить крохотольку принудительно. Если время от времени давать младенцу право выбора того или иного блюда, будет меньше сопротивления в процессе кормления.

Иногда малютка отказывается от овощей вообще. Ничего страшного в этом нет, на несколько дней можно заменить их фруктовыми пюре, муссами, фруктово-творожными запеканками. Бывают случаи, когда ребеночек отказывается есть каши. Комаровский советует временно заменить их макаронными изделиями твердых сортов и картофелем.

При отсутствии грудного молока, некоторые мамы пытаются заменить его коровьим или козьим, «как делали наши бабушки». Этого делать не стоит хотя бы потому, что в бабушкином прошлом, коровам давали меньше антибиотиков или не давали вовсе, и их не кормили ГМО кормами. В любом случае молочный белок довольно довольно-таки аллергенный продукт, и торопиться с его введением не нужно. Внимательная мама может заметить, что на полках магазинов детского питания цельное молоко представлено в категории от 3 лет.

С переходом младенца на «взрослый» стол, целесообразно всей семье кушать здоровую пищу. Если таковой возможности нет, или нет желания, крохе нужно готовить отдельно. Немаловажное значение имеет привлекательный вид пищи и социальные роли родителей, в том числе их поведение за столом. Очень хорошо, если чадо можно усадить за стол со всеми (на его стульчике, конечно). Если таковой возможности нет, то можно пригласить к столу «друзей» малютки (любимую игрушку).

Прежде чем усадить своего малютку за стол, Комаровский советует убедиться, что ребенок в самом деле голоден. Если он не хочет есть, не нужно его принуждать, формируя негативные стереотипы поведения, связанные с приемом пищи. Стоит разрешить ему побегать и вскоре он сам прибежит и скажет либо даст знать каким-либо способом, что он голоден. Годовалый младенец должен иметь выбор: покушать прямо сейчас или сделать это попозже. Он все равно поест, важно понимание возможности выбора. Даже если эта возможность иллюзорна.

Ребенок должен быть не только голоден, но и готов к приему пище. Этому способствуют привычные ритуалы: мытье рук, накрытие на стол.

Требования к приготовлению и подаче блюд

В этом возрасте приоритетным способом приготовление все еще остается паровое приготовление, приемлемым считается варка и допустимым запекание. Овощи могут быть отварными и тушенными, яйца можно подавать в виде омлета или в отварном виде. Младенец обязательно должен кушать первые блюда. Фрукты ему можно предлагать в ниблере. Это специальное приспособление, которое учит маленького человека откусывать пищу, но позволяет отгрызть большой кусок и подавиться. Хотя в этом возрасте детки вполне способны обойтись и без этого приспособления.

В год пора отказываться от перетертых на миксере блюд и даже от протертых на терке. Пора переходить к взрослому питанию. Если кусочки пищи очень большие их можно порезать или раздавить вилкой. Употребление пищи кусочками учит ребенка жевать и тренирует артикуляционный аппарат, готовя его к вербальному общению.

Очень важным моментом в этом возрасте остается температура блюд. Они не должны быть горячими или холодными. И несмотря на то что крошка переходит на взрослый стол, этот переход относителен. Ему ни в коем случае нельзя предлагать:

  • соленья и маринады;
  • копчености;
  • консервы любых видов;
  • кондитерские изделия (конфеты, торты, пирожные), за исключением детского печенья;
  • газированные и минеральные напитки;
  • соленые, жаренные и острые блюда;
  • икра в любом виде и любой рыбы;
  • грибы;
  • алкоголь.

По поводу последнего пункта можно сказать, что никакая нормальная мама не предложит ребенку алкогольный напиток. Тем не менее в педиатрической практике, редко, но все же специалисты сталкиваются с тем, что детки этого возраста пробуют пиво или шампанское из бокала мамы. Много они, конечно, не выпьют. Но таких прецедентов не должно быть вовсе.

Количественное соотношение продуктов

Вопрос о том что можно и нельзя давать крохе очень важен, но не менее важен и вопрос о том, сколько разрешенных продуктов должен и может съедать маленький человек годовалого возраста. В меню годовалого ребенка Комаровский рекомендует включать продукты в определенных количествах.

Напитки и молоко

Грудного молока годовалый младенец должен получать до 400 мл. Если мама подкармливает его грудью специально пытаться определить объем нет необходимости. В случае искусственного кормления, нормой считается 200 мл в сутки, но если крошка настаивает на большем количестве, можно ему предложить 400 мл.

Кефир либо йогурт ребенок может употреблять в количестве 200 мл. Некоторые детки отказываются выпивать более 200 мл, и даже их осиливают с трудом. Принуждать кроху не нужно. Но есть и такие дети, которые отказываются от молока и требуют кефир. Это связано с особенностями их пищеварения и потребностями организма в каком-то продукте.

Натуральные фруктовые соки можно давать не более 100 мл. Остальные напитки не более 150 мл. Воды младенец в этом возрасте должен выпивать 50 мл/кг веса, без учета любых других напитков.

В общей сложности ребенок весом до 10 кг должен выпивать жидкости общим объемом 100 мл/кг веса. С весом более 10 кг ребенок должен выпивать 1 л жидкости и дополнительно 50 мл/кг сверх 10 кг. То есть, если чадо весит уже 12 кг, он должен выпивать 1 л + 50 мл*2, то есть 1,1 литра.

Твердая пища

Овощей в виде пюре, салатиков или тушеного блюда малютка может съесть порядка 200 г, столько же он должен кушать каши из круп. Фруктов он должен кушать в 2 раза меньше. Мясо - 80 г, рыба разрешена в количестве 60 г, печень - 20 г, а хлеб и печенье по 10 г, масла (растительное и сливочное) по 5 г, 1/2 часть желтка.

Эти количества приблизительны, они усреднены, индивидуальные нормы ребенка могут немного отличаться в большую или меньшую сторону. Активные крепыши кушают больше, менее активные детки, или детки-астеники кушают меньше.

Кроме того, у детей бывают периоды, когда они кажутся постоянно голодными и просят еду. Ничего страшного, если они съедают немного больше нормы. Бывают и обратные ситуации, ребенок может есть мало. Некоторые детки вообще не очень расположены к поглощению больших объемов пищи, другие временно отказываются питаться в соответствии с нормативами. Если они нормально растут и набирают вес, здоровы, то доктор Комаровский советует не беспокоиться и не кормить их насильно.

Ориентировочное меню для ребенка на сутки

В этом возрасте количество приемов пищи еще может сохраняться до 5 раз (3 основных, полдник и легкий перекус перед сном). На полдник рекомендуются оставлять молочные блюда (кефир либо йогурт, творожную запеканку, паровые сырники, молочную вермишель, запеченное яблоко, творог с сезонными фруктами или тыквенной кашей). Например, он может состоять из 200 мл кефира и 10 г печенья. Перед сном ребенок должен получать грудное молоко или адаптированную смесь (200 мл), некоторые детки предпочитают кефир (200 мл). Объем потребленных продуктов не должен превышать 15% от общего объема суточного рациона вашего чада.

Завтрак должен составлять не более 25% от дневного рациона. Он должен быть легким и помочь проснувшемуся организму вступить в новый день. Наилучшим выбором в этом случае является каша (овсяная или гречневая) на молоке в объеме 150-200 г, это может быть омлет или творожники, приготовленные на пару. В качестве напитка чаду можно предложить компот или детский чай с печеньем.

Обед должен быть сытным, он может состоять из овощного супа-пюре (200 г) с мясом (50 г) или из картофельного супа(200 г)+ рыба (60 г). Могут быть и другие варианты.

Ужин может состоять из каши рисовой или кукурузной (150 г), мяса (30 г) и овощного салата из сезонных овощей. Или из печеночного паштета (20 г) и картофеля (180 г).

Выбирая блюдо на завтрак, нужно понимать, что если малыш утром ел кашу, то на ужин он должен есть что-то другое, например, картофельное пюре.

Завтрак Обед Полдник Ужин На сон грядущий
Каша на молоке 200 г + печенье 10 г + компот Суп-пюре из овощей 200 г + мясо 50 г + чай Творог 50 г + сезонные фрукты или пюре 100 г Картофельное пюре 150 г + печеночный паштет 20 г +сок 100 мл
Паровой омлет + чай + печенье 5 г Суп-пюре из курицы + чай Печеное яблоко + печень 5 г + компот Каша гречневая 150 г + мясо 30 г + сок Грудное молоко (Йогурт 200 мл)
Паровые творожники + хлеб 10 г + сливочное масло 5 г + чай Суп-пюре из овощей 180 г+1/2 желтка + компот из сухофруктов Ягоды/фрукты/пюре из фруктов 100 г Рисовая каша с тыквой 200 г +сок 100 мл Грудное молоко (Кефир 200 мл)
Рисовая каша с тыквой 200 г компот Овощной суп 150 г + рыба 60 г + чай Йогурт 200 мл + печенье 10 г Картофельное пюре 180 г + салат из свежих овощей с постным маслом Грудное молоко (смесь) 200 мл

Доктор Комаровский уже стал своеобразным кумиром среди молодых родителей. К его советам прислушиваются все, кто хотя бы один раз посмотрел передачу, прочитал книгу или зашел на сайт. Очень подробно Комаровский рассказывает и о детях до года, ведь этот период считается одним из самых важных в развитии ребенка.

В эти первые месяцы своей жизни ребенок постепенно привыкает, что он находится отдельно от мамы. Тогда же возникает и первый комплекс – испуг. Малыш еще побаивается незнакомых людей и начинает плакать, если видит, что мамы или папы нет рядом.

Кому-то покажется ранним, но у малыша в это время формируется модель отношения к близким людям. Именно эти первые модели в дальнейшем переделать практически невозможно. Поэтому родители должны осознавать всю значимость правильного воспитания уже с самого рождения.

Комаровский: дети до года

Итак, роды завершают длительное ожидание малыша и говорят о начале развития вне организма матери и переходе к самостоятельному существованию. В этот момент определяется физическое и психическое развитие ребенка. За этот год его ждет большой скачок: от подачи первых звуков до появления шагов.

Развитие в этот период идет очень интенсивно, вес увеличивается почти втрое, а рост на 22-26 см. Появляются первые зубы.

Постоянно спящая кроха постепенно вырастает в любопытного человечка, который пытается познать этот огромный мир, овладевая все большим количеством навыков.

Умеренная двигательная активность способствует нормальному психическому развитию, и наоборот, гармоничное психическое развитие позволяет моторным функциям малыша формироваться в нужном направлении. В это время происходит регулирование физиологических процессов на уровне рефлексов.

Поэтому, если у ребенка что-то пошло не так, то он сразу сообщит вам об этом самым доступным методом – при помощи плача. Окружение тоже играет роль в моторном и психическом развитии детей до года.

Комаровский: ваш ребенок от рождения до года

0-3 месяц . Малыш учится правильно держать голову, следит за яркими предметами, которые находятся или мелькают у него перед глазами. Он узнает взрослых, которые ухаживают за ним, появляется первая улыбка, он старается гулить. Игрушки, которые ему дают, он старается удерживать, ищет источники звуков. Рефлексы новорожденного постепенно стихают и сходят на нет.

3–6 месяц. Малыш начинает переворачиваться с живота на спину и обратно. Он начинает хватать игрушки и стремится скорее потянуть их в рот. Иногда можно услышать уже достаточно громкий смех и отдельные слоги. К 6 месяцам ребенок старается самостоятельно усесться и даже ползать. Когда взрослые поддерживают его, то он уже с уверенностью стоит на ножках и обычно что-то лепечет. Постепенно вводят прикорм.

6–9 месяц. Сидит малыш уже очень уверенно, почти освоил ползание, а в некоторых случаях и самостоятельно ходит к окончанию этого периода. Быстро реагирует на просьбу «дай», речь воспринимается им все лучше. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку брать в руки небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев ("пинцетного захвата"). Разорвать бумажку и раскидать игрушки – легко! Родители все чаще слышат от малыша первые слова: «мама», «папа» и даже некоторые названия животных.

9–12 месяц. В последние три месяца первого года жизни кроха совершает первые шажки. Всё окружающее вызывает больший интерес. Малыш не пропускает незнакомый предмет, возникает повышенное влечение к содержимому шкафчиков и полок, ведь он теперь способен дойти до них. Все-таки же в ход идет разрывание бумаги (особенно обоев), нажимание всевозможных кнопочек на пульте. Речь развивается, а лексикон расширяется.

Дети до 1 года – Комаровский говорит о том, как общаться с ребенком

Есть такие родители, которые считают, что говорить с ребенком в этот период бесполезно и даже глупо, малыш же еще не понимает. Но с чего они вообще решили, что он ничего не понимает? То, что он не определяет точный смысл слов, он воспринимает общий смысл при помощи невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, тональности голоса и т.д.). С ребенком нужно говорить, хотя бы потому, что благодаря этому он научится понимать всю вашу речь спустя какое-то время.

Что это значит?

  1. Общение с ребенком до года – это необходимость для дальнейшего развития речи. Старайтесь говорить с ним на похожем языке.
  2. Разбавляйте «детскую» речь, которую вы произносите обычными, «взрослыми» предложениями. Конечно, рассказывать ему длинные монологи и сложные предложения не стоит. Обращайтесь лучше к нему и говорите о вещах, которые его окружают (игрушки, предметы мебели, животные и т.д.).
  3. Говорите с ребенком, а не ребенку. Это важно. Будьте искренны, и он вас поймет.

О психомоторном развитии малыша до 1 года

1 месяц


В моторике: преобладают безусловные рефлексы (в особенности сосательный и хватательный), угасают беспорядочные движения ножками и ручками, физиологический гипертонус снижается.

В статике: ближе к завершению первого месяца малыш держит голову в течение нескольких минут, когда лежит на животике.

В сенсорных реакциях: изредка разглядывает окружающую обстановку и сосредотачивает слух.

В речи: малышом произносятся гласные, примерно похожие на «а», «и», «е».

хорошая реакция на громкий звук и яркие цвета (свет); в течение недолгого времени может сосредоточить внимание на лице кого-то из близких.

2 месяц


В моторике: все чаще малыш делает повороты головой в разные стороны.

В статике: появляется возможность держать голову вертикально.

В сенсорных реакциях: малыш сосредотачивает внимание на подвижном предмете, часто гулит.

В эмоциях и социальном поведении : улыбается и фокусирует взгляд на лице человека, даже если тот находится в движении.

3 месяц


В моторике: исчезает почти каждый безусловный рефлекс, тонус постепенно приходит в норму, малыш старается тянуться за предметом (игрушкой).

В статике: хорошо удерживает голову.

В сенсорных реакциях: хорошая реакция на звуковые и световые раздражители, сосредотачивает свое внимание.

В речи: часто и продолжительно гулит, слышны подобия слогов.

В эмоциях и социальном поведении: улыбается всем, даже незнакомым, окружающие получают от ребенка ответ на эмоциональное общение.

4 месяц


В моторике: движения становятся целенаправленными, переворачивается со спины на бок, хорошо держит игрушки.

В статике: начинает узнавать всех близких, игрушка поддается внимательному изучению.

В сенсорных реакциях : активная реакция на звук и яркие предметы.

В речи: слышны согласные звуки, радостных возгласов все больше.

В эмоциях и социальном поведении: отвечает на эмоциональное общение громким смехом.

5 месяц


В моторике : перевороты с живота на спину и наоборот, дотягивается и трогает игрушки.

В статике: при поддержке стоит на ногах, касаясь пола кончиками пальцев.

В сенсорных реакциях: различает знакомых и незнакомых, тянет в рот любой подходящий предмет.

В речи: произносит цепочки из слогов.

В эмоциях и социальном поведении: общение с другим малышом приносит радость, способен отреагировать на определенную интонацию в голосе.

6 месяц


В моторике: активные перевороты, берет игрушки, может перекладывать их из одной руки в другую.

В статике: лежа на животе может опираться на вытянутые руки, постепенно садится.

В сенсорных реакциях: активная реакция на близких, следит за игрушкой, которая упала.

В речи: совершенствует навык говорения, начинает соединять слоги, меняет силу и тональность звуков.

В эмоциях и социальном поведении: активно просится на руки.

7 месяц


В моторике: лежит на спине, играя со своими ногами.

В статике: научился сидеть, выпрямив спину; начинает пружинить ногами, если его поставят вертикально.

В сенсорных реакциях: стремится взять игрушку, не изменяя положение.

В речи: разговорный навык совершенствуется.

В эмоциях и социальном поведении: включен в игру и увлечен ею, начинает настойчиво требовать внимание мамы.

8 месяц

В моторике: хочет, чтобы в каждой руке было по игрушке.

В статике: активное ползание на животе с переставлением рук; сам ложится, садится и привстает.

В сенсорных реакциях: может кивнуть головой на вопрос «да» или «нет»; с успехом повторяет «ладушки» и машет на прощание.

В эмоциях и социальном поведении: много разговаривает и внимательно изучает других детей.

9 месяц


В моторике: сам играет игрушками и использует забавный для него трюк: скидывание игрушек и ожидание, что кто-то подберет, а затем снова их бросает.

В статике: качается в положении «на четвереньках», стоит при поддержке.

В сенсорных реакциях: на несложные вопросы дает ответ действием.

Речь: начинает четко удваивать слоги.

В эмоциях и социальном поведении: быстро идет на контакт, повторяя чужие действия.

10 месяц


В моторике: движения становятся целенаправленнее, в этот период может сложить пирамиду, положить на место игрушку, закрыть ящик. Учится пользоваться «пинцетным захватом»: небольшие предметы берет с помощью большого и указательного пальца.

В статике: уверенно и быстро ползает; стоит, держась за предмет.

В сенсорных реакциях : активно копирует движения взрослых.

В речи: говорит первые слова; пытается вступить диалог, повторяя знакомые слова.

В эмоциях и социальном поведении: на разнообразные движения и мимику очень эмоциональная реакция; нравится играть с детьми.

11 месяц


В моторике: улучшает навык «пинцетного захвата».

В статике: очень активно ползает и научился стоять, не опираясь на что-либо; может сделать пару шагов, если его поддерживать за обе руки.

В сенсорных реакциях: может выполнить простую просьбу; понимает, когда ему говорят «можно», «нельзя».

В речи: речь усложнилась, произносит обычные слова упрощенным способом. Речь усложняется.

В эмоциях и социальном поведении: разборчиво относится к другим малышам, радуется вместе с ними, появляются первые дружеские отношения.

12 месяц


В моторике: играет с игрушками больше часа.

В статике: начинает ходить с опорой на мебель либо без опоры.

В сенсорных реакциях : может выполнить просьбы посложнее, возрастает число разных реакций на окружающих.

В речи: запас слов примерно около 10.

В эмоциях и социальном поведении: ему очень нравится играть с другими детьми, играет «в прятки», обнимает, ожидает от близких похвалы.

Эти стандарты развития приняты на международном уровне и применяются почти во всех странах. Как ведет себя ребенок до года Комаровский расскажет в видео ниже.

Основы здоровья ребенка до года

Дети до года, говорит Комаровский, имеют несформировавшийся иммунитет, поэтому необходимо внимательно следить за состоянием окружающей среды, где находится малыш.

Температура чистого воздуха в комнате для ребенка должна быть в пределах 15-18 градусов, а влажность от 55% до 75%. По максимуму нужно ограничить использование бытовой химии. Строительные материалы и мебель в комнате должны быть выполнены их экологически чистых материалов, чтобы не вызывать аллергию у малыша.

Регулярно проводите влажную уборку (не обязательно тщательную и полностью делать помещение стерильным), просто избегайте накопление пыли на коврах, мягких игрушках, поверхностях предметов.

Что касается питания, то здесь доктор Комаровский настоятельно рекомендует родителям ни в коем случае не принуждать малыша есть. Соблюдайте интервалы приема пищи и дайте ему поесть тогда, когда он действительно захочет.

Следите за качеством игрушек, которые вы предлагаете ребенку. Предпочтительнее будет не давать малышу до года мягких игрушек.

Ежедневные прогулки – вот еще один залог здоровья новорожденного. Одевайтесь по погоде и прогулки принесут удовольствие и вам и вашему дитя!

Закаливание, питание и активный образ жизни

Особое место в постулатах методики Евгения Олеговича Комаровского занимает закаливание. Конечно, он не призывает бросать младенца в прорубь, а рекомендует постепенно приучать малыша к прохладной воде. Доктор считает, что закаливание исходит от природных механизмов, поэтому нужно создать условия для развития тех самых адаптационных способностей, которые помогут в развитии ребенка в целом.

Одним словом – попытайтесь приблизить образ жизни малыша к естественным условиям и сделайте его активным. Выезжайте на природу, прогуливайтесь в прохладную погоду, делайте контрастный душ, и тогда малыш вырастет здоровым, утверждает доктор.

Автор публикации: Анна Куликова

Малыш появился на свет и с первых дней удивляет и радует своих родителей. Мама и папа с нетерпением вглядываются в кроху - что нового он теперь может, какие изменения в нем произошли. Меняются детки первого года жизни довольно стремительно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что родителей интересует, своевременно ли развивается малыш, не отстает ли он от ровесников, вписывается ли его развитие (физическое и эмоциональное) в общепринятые нормы. Об этом написано множество книг и статей. О развитии малышей по месяцам много и подробно рассказывает авторитетный детский доктор Евгений Комаровский.

Новорожденный

Новорожденным ваш кроха считается с момента появления на свет до достижения им возраста 28 недель. Четыре календарных недели - именно такой срок отвела природа на формирование основных навыков. В этот период у маленького человека совершенствуются органы чувств, с помощью которых он будет изучать окружающий мир. Видит он пока только размытые пятна разной яркости, фокусировать зрение новорожденный научится позже. Слух при рождении несколько снижен, но уже на 3-4 день малыш начинает слышать мир точно также, как это делают взрослые. Он хорошо различает вкусы (горькое, сладкое, кислое), осязание довольно развито, поэтому тактильный контакт является очень важным элементом познания мира в первые недели самостоятельной жизни.

Режим дня новорожденного в первый месяц играет большую роль для дальнейшего развития. От того, как родители организуют питание, купание, прогулки и сон, зависит, насколько здоровым и крепким будет расти карапуз. Грудничок олько кажется крошечным и беспомощным. Его умения обусловлены самой природой, и он может не так уж и мало, как думают родители. Новорожденный до 1 месяца демонстрирует рефлексы, которые свойственны только ему, по мере взросления они исчезают за ненадобностью. Оценить основные рефлексы родители вполне могут самостоятельно:

Хватательный рефлекс. Поднесите свой указательный палец близко к ладошке малыша, он обязательно очень крепко ухватится за него.

Рефлекс объятий. Положите кроху на твердую поверхность (например, на столик для пеленания), резко стукните ладонью по поверхности стола. Громкий звук и вибрация вызовут у малыша движения, сходные с движениями взрослого при объятиях - сначала малыш прогнется назад и широко раскинет ручки, а потом он вернет их в положение у грудной клетки.

Ползательный рефлекс. Из положения лежа на животе малыш будет рефлекторно совершать движения, которые используются при ползании.

Шаговый рефлекс. Возьмите малыша под мышки и держите вертикально. Если слегка опереть его ножками на твердую поверхность, он оттолкнется ими, спружинит. Если при этом слегка наклонить тело ребенка вперед, он совершит несколько «шажков» ногами.

Рост и вес

За первый месяц жизни среднестатистический ребенок, будь то мальчик или девочка, прибавляет в среднем от 450 до 700 граммов в весе и 1,5-2 сантиметра в росте. Эти параметры очень индивидуальны, по словам Комаровского, а потому не стоит сравнивать своего ребенка с другими только по этим критериям.

В первый месяц особое внимание родителям следует уделить формированию рефлексов крохи, установлению четкого режима дня. Уход за новорожденным должен строиться по принципам создания оптимальных условий для развития его иммунитета (купание в прохладной воде по методу Комаровского, прогулки, температура воздуха не более 20 градусов в комнате, влажность воздуха в помещении в пределах 50-70%).

1 месяц

Период новорожденности завершен. У крохи несколько снижается тонус мышцы, движения ручками и ножками становятся менее скованными, но более хаотичными. Пупочная ранка зажила. Спит ребенок по-прежнему много - от 17 до 20 часов в сутки. В этом возрасте среднестатистический ребенок должен уметь непродолжительное время удерживать головку в положении лежа на животе. Его зрение совершенствуется, карапуз уже может на несколько секунд фиксировать взгляд на неподвижном крупном и ярком предмете.

Развивается эмоциональная сфера - малыш уже узнает маму, правда, пока не зрительно, а по запаху, прикосновениям и голосу. Но он уже умеет радоваться ей, прогибая при этом спинку и раскидывая ручки (рефлекс объятий). Кроха делает первые попытки имитировать звуки.

Рост и вес

Девочки (родившиеся с весом более 3 килограммов) в 1 месяц весят в среднем 4150-4400 гр, их рост 53-55 см. Мальчики весят 4400-4900 гр, их рост составляет от 54-56 см.

В этом возрасте полезно не только купание в прохладной воде, но и занятия плаваньем. Евгений Комаровский советует перевести ребенка в большую ванну. Если родители бояться отпускать месячного малыша в плаванье с небольшой поддержкой, можно купить специальный круг для купания. Он удобно фиксирует шею и дает ребенку возможность плавать, совершать перевороты в воде.

2 месяца

Во внешности ребенка произошли разительные перемены: он больше не напоминает инопланетное существо, его личико обрело милые черты, в целом малыш стал гораздо спокойнее, его движения уже не такие резкие и хаотичные. Спит кроха около 19 часов в сутки. Сон становится более крепким. Малыш умеет фокусировать взгляд не только на неподвижных предметах, но и на перемещающейся по квартире маме.

При выкладывании на животик кроха удерживает головку около 15-20 секунд. Если положить его на бок, он самостоятельно переворачивается на спинку. Многие малыши в 2 месяца начинают осознанно улыбаться во весь рот людям, которых они хорошо знают (маме, папе). Карапуз забавно гулит, распевая гласные. Он научился определять, откуда идет звук и поворачивать головку в этом направлении.

Рост и вес

Двухмесячный малыш в среднем прибавляет за месяц около 800 граммов в весе и около 2 сантиметров в росте.

Внимательно следить за развитием навыков в этом возрасте. Если двухмесячный кроха вообще не пытается поднимать головку и удерживать ее, не реагирует на звуки, не проявляет реакции в ответ на ласковые слова мамы, это повод для обследования у врачей-специалистов (педиатр, невролог, лор).

О том, стоит ли водить малыша на плаванье в бассейне, смотрите в передаче доктора Комаровского.

3 месяца

Трехмесячный карапуз - уже настоящий красавец, за счет роста жировой подкожной клетчатки, его тело становится более пухлым, появляются ямочки на щечках (не у всех). Малыш уже с большой долей вероятности научился переворачиваться со спинки на животик и опираться на предплечья, лежа на животе, он поднимается всем телом, опираясь на ручки. Ребенок тянется к предметам, которые ему интересны, а если их удается схватить, сразу тянет в рот.

Он различает все основные цвета, ему нравятся разные на ощупь игрушки и кусочки ткани, поскольку совершенствуется тактильное восприятие.

Рост и вес

Средняя прибавка в весе за месяц – около 800 граммов, в росте - 2,5-3 сантиметра.

Развивающие игры уже будут восприниматься ребенком именно как игры, то есть ему становится интересен сам процесс игры, а потому самое время поэкспериментировать с погремушками , трещотками и пищалками.

Малыш уже остро нуждается в эмоциональном общении, он активно гулит, к гласным звукам добавляются глухие согласные, он охотно осознанно улыбается, некоторые даже начинают смеяться, ребенок с интересом прислушивается к музыке.

Спит кроха около 15 часов в сутки, периоды бодрствования уже могут составлять около 2 часов, и это время нужно обязательно использовать по максимуму - дважды в день делать малышу массаж, не менее двух раз в день гулять с ним, проводить развивающие занятия.

Вес и рост

На четвертом месяце самостоятельной жизни малыш должен прибавлять в весе примерно 700 граммов, в росте около 2,5 сантиметров.

Нужно чаще подстригать ногти малышу во избежание травм, ведь у четырехмесячных крох ногти и волосы начинают расти невиданными темпами.

Кроме того, родителям следует чаще поощрять индивидуальность крохи, по словам Комаровского, в этом возрасте он уже прекрасно выделяет себя из окружения и начинает осознавать себя как личность.

5 месяцев

На первое место выходит эмоциональное общение. Ребенок очень выразительно лепечет, гулит, распевает. Смех и улыбка уже на 100% осознанны. Некоторые дети (впрочем, далеко не все) к концу пятого месяца могут сидеть при поддержке спины. Почти все малыши в этом возрасте осваивают новый интересный вид досуга - лежа на спине они подтягивают ножки вверх и без затруднений берут пятку в рот.

Кроха отлично распознает лица, уже делит людей на знакомых и незнакомых, с удовольствием разглядывает себя в зеркале, проявляет сильное осознанное беспокойство, когда мама ненадолго покидает дом. Координаций движений уже почти идеальна - малыш, не отрывая взгляда от предмета, может дотянуть до него рукой, схватить и сразу отправить в рот. Теперь малыш уже может 5-15 минут играть самостоятельно.

Рост и вес

Понять, все ли в порядке с этими показателями поможет простой способ: вес крохи рождении следует умножить на 2. Получится средний вес в пять месяцев. Прибавка за пятый месяц составляет около 700 гр. В росте малыш прибавляет 3 сантиметра.

Основаниями для введения первого прикорма могут быть очень веские причины, так как нехватка грудного молока, малая прибавка в весе (ее должен констатировать педиатр, а не заботливая бабушка), частые проблемы с животом и обильные срыгивания.

6 месяцев

Мышцы развиваются стремительными темпами, поэтому многие дети в полгода могут сидеть уже без поддержки, некоторые начинают предпринимать первые попытки ползать . Ребенок вообще становится невероятно подвижным, за ним нужен глаз да глаз. Увеличивается выделение слюны, и у многих малышей вылезают первые зубки (обычно это нижние резцы).

Координация движений совершенствуется, теперь малыш не просто тянется к интересной игрушке и хватает ее, но может довольно легко поднять выпавший из рук предмет. Карапуз семимильными шагами продвигается в умственном развитии, он уже прекрасно строит причинно-следственные связи: если погремушку встряхнуть, она загремит, если бросить - она упадет, если закричать - придет мама, если закричать громко - мама прибежит, а с ней и папа с бабушкой.

Ребенок реагирует на собственное имя, улыбается в ответ, он внимательно слушает речь, и при знакомых словах заметно оживляется, всплескивает ручками и ножками. Разные звуки кроха пробует увязать в слоги. Пока особого смысла в них нет, он просто пробует издавать новые звуковые эффекты, и процесс доставляет ребенку настоящее удовольствие. Если ребенка прикармливают с ложки, шестимесячный кроха прекрасно понимает, что нужно широко открывать рот в ходе кормления.

Рост и вес

За шестой месяце кроха в среднем набирает в весе более 600 граммов и подрастает на 2 сантиметра.

Если ребенок не сел в полгода, родителям не надо заставлять его садиться насильно. Комаровский призывает в этом случае всячески поощрять ползание. Есть дети, которые ползать учатся раньше, чем сидеть, и никаких отклонений в этом нет.

О том, что стоит учесть при ползании малыша, смотрите в передаче.

7 месяцев

Малыш меняется каждый день. Он уже не похож на беспомощное существо, большинство крох в этом возрасте прекрасно сидят, многие ползают, некоторые пытаются встать, держась за опору. Интересно то, что правое полушарие головного мозга развивается более быстрыми темпами, а потому чаще ребенок будет пользоваться левой рукой, но это вовсе не означает, что он левша. Зрение малыша развито на высоком уровне, он не только следит за движущимися предметами, но и способен различать их на разной дистанции.

Кроха активно познает мир, и делает он это через предметы - трясет, переворачивает их, пробует на зуб, на вкус, кидает и перемещает. Семимесячный малыш хорошо ест с ложки, уже осваивает кружку, сам придерживает бутылочку с питьем.

Вес и рост

За седьмой месяц рост ребенка увеличивается на 2 сантиметра, вес в среднем на 600 граммов.

Особое внимание следует обратить на развитие речи в этом возрасте. Малыш уже в состоянии не просто складывать звуки в слоги, но и употреблять определенные слоги в конкретных ситуациях.

На прогулке, во время игры желательно отчетливо называть ребенку все, что он видит, проговаривать названия по слогам. Так он быстрее сможет называть вещи своими именами. Прикорм вводить - согласно графику. В ночном кормлении ребенок этого возраста уже не нуждается.

8 месяцев

Из положения лежа малыш может присаживаться и ложиться обратно. Переворачиваться в этом возрасте карапузы вообще могут в самых разных направлениях. Некоторые малыши уже умеют играть в «ладушки», и почти все научились брать маленькие предметы пальцами (развивается мелкая моторика). С особым восторгом дети в 8 месяцев узнают себя в зеркале и на фотографиях. Они уже научились снимать носочки с ног.

Малыши этого возраста начинают бояться громких звуков, а потому могут плакать, если включают пылесос или блендер. Малыш понимает похвалу. Он стремится к социализации, оживленно реагируя на других детей, пытается установить с ними контакт.

Рост и вес

Темпы роста несколько замедляются. За восьмой месяц малыш набирает в среднем 500 граммов, а его рост увеличивается на 1,5 сантиметра.

Если зубов у восьмимесячного малыша еще нет, паниковать не стоит, всему свое время. В этом возрасте вообще разрыв в развитии разных детей увеличивается. Одни уже умеют стоять при поддержке, другие только пытаются садиться.

Если ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе, Комаровский советует не сравнивать его развитие со статистическими нормами, а учитывать его индивидуальность.

9 месяцев

Ребенок уже уверенно ползает. И не имеет большого значения, каким именно способом он это делает - на четвереньках или по-пластунски, оба варианта - норма. Малыш умеет сидеть, и у некоторых вполне хорошо получается стоять в манеже, держась за бортики. В игре карапуз уже высказывает свои предпочтения - выбирает определенную игрушку, а не ту, которая под руку подвернулась, пытается пользоваться двумя игрушками, стуча их друг о друга и выискивая им другие применения.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные образы и звуки.
По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние покоя и бодрости, утихомириться перед сном.
Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку, будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия вознаградятся - с помощью соски ребенок научится самостоятельно успокаиваться и засыпать. Пустышка - это средство, которое и вы и ребенок в ближайшее время оцените по достоинству.

Двигательные навыки

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так характерна для новорожденных, также пропадает.
Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, - это способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.
Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг. Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые, извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не оставлять одного на столе или на другом высоком месте.
Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично перебирать руками и ногами.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот, беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.
В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12-30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает "гукать". Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс называется "ознакомлением". Ребенок как будто бы говорит: "Да, теперь я знаю, что это такое". Если вы поменяете предмет или, не убирая первый, покажете малышу другой, он повторит свои действия.
Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук, например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или игрушку, которая может пищать.
В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а свист или звон вызывает интерес.

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от голода, а когда его крик означает: "Ничего страшного не случилось. Просто я хочу, чтобы меня приласкали".
У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.
Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся, что нижеперечисленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.
1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном спокойном состоянии.
2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.
3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в течение пяти минут.
4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую музыку - радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.
5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам. Будьте уверены в себе и не забывайте, что, занимаясь делами, нужно сохранять их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.
6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом, обратитесь к детскому врачу.
Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру "один на один": вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает "гулить". Хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить.
Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд, лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что сейчас в разговоре наступит пауза.
Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит взгляд в сторону. Через несколько секунд "собеседники" снова смотрят друг на друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие и малышу и родителям.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Разговор с ребенком
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Папины игры
Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например, если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время поездки.)

Время игр
Зрение
"Кукла из тарелки"
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.
Наблюдение за предметом
Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 сантиметров от лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.
Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.
Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
Вид из кроватки
Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы, ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.
Двигающаяся игрушка
Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие игрушки на бортики кроватки.
Восприятие звуков
Детские стихи
Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.
Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи, например: "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять..." или придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте слова.
Пинетки с колокольчиком
Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика.
Где я?
Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать зрение и слух.
Ощущения
Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
Развитие осязания
Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
Легкое прикосновение
Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему понравятся эти ласковые прикосновения.
Приятные запахи
Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу - поможет в развитии его обоняния.
Упражнения
Поднимите и опустите руки малыша
Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При этом напевайте какую-нибудь песенку.
Прогулка на велосипеде
Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: "Мы едем, едем, едем в далекие края..."
Взгляд наверх
Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.
Посмотри на маму
Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь, чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Повседневные деда

Время кормления
Изменяйте положение ребенка
При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел окружающие предметы под разными углами зрения.
Оберните детский рожок
Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в магазине или сделать из носка яркой расцветки.
Яркое полотенце
Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите кормление.

Время купания
Нежное прикосновение
Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
Заверните ребенка
Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки. (Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: "Ку-ку".)

Время пеленания
Развлечение
Повесьте несколько легких игрушек над детским пеленальным столиком. На некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.
Подышите над руками и животиком ребенка
Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.

Время отдыха
Развевающиеся ленты
Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.
Непродолжительный отдых
Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь довольны проведенным вместе временем.